Присоединяйтесь к телеграм чату клуба

* Справочники по нашим машинам

Книга о Kid! Новинка! Книга о Terios и Сami Книга о Terios2/Rush/Be-Go! Новинка!

Автор Тема: Погоня за затмением или путешествие по Чуйскому тракту  (Прочитано 5411 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн whiteowl

  • Клубный гуру
  • ***
  • Томск
  • Сообщений: 1582
  • Карма: +59/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 3
    • Просмотр профиля
Предыстория поездки такова. Коллеги из Института Оптики Атмосферы СО РАН отправлялись далеко в глубины Горного Алтая, чтобы исследовать некоторые атмосферные явления, сопровождающие солнечное затмение. Место для наблюдений выбиралось с учетом того, чтобы площадка находилась на высокой безлесой горе. Тогда небо открыто от препятствий на все 180 градусов по горизонту и, даже чуть ниже горизонта. Поэтому, размещение аппаратуры на горе предпочтительнее других мест на равнине, где тоже должно наблюдаться полное солнечное затмение.
   Кроме ученых из Томска в экспедиции приняли участие ученые из Н. Новгорода и С.-Петербурга, а также волонтеры и просто любители, к коим я себя и отношу. Выезд ученых на место прошел 24 августа. Наш экипаж, в составе 3-х человек, стартовал 27 августа. Кроме меня поехали мой сын Гоша (21 год) и его подруга Настя (20 лет). У всех участников имелись водительские права, хотя вел машину, в основном, я. Жизненные обстоятельства сложились так, что в дальнюю поездку я не ездил очень давно, а на Териосе, вообще впервые. Сын ездил в этом году в Хакассию, так что он получил некий опыт езды по трассе.
Маршрут поездки выбран традиционный, т.е. – от Томска до Юрги, далее длинный аппендикс по выезду на М53, по М53 направо до Новосибирска. А от Новосибирска по Бердскому шоссе уже начинается М52 – Чуйский тракт. Цель нашей поездки – небольшой поселок Иодро находился в глубине респ. Алтай на Чуйском тракте. Общая длина маршрута в один конец – 1000 км. Ни коим образом не претендуя на исключительность или оригинальность данной поездки, мой рассказ представляет собой просто путевые заметки, то – за что успел зацепиться глаз, щелкнуть фотоаппарат.
Мое представление о дальних поездках теперь несколько изменилось. Ранее я представлял себе караван из нескольких машин (3-4), которые едут колонной, дружно останавливаются на стоянки, дружно трогаются дальше, помогают друг другу, если что случилось. Но данный тип передвижения имеет значительные ограничения по средней скорости перемещения, по некоей свободе во время движения останавливаться, трогаться, обгонять, выбирать удобную скорость движения. В данной поездке мы ехали одни. Наши товарищи, хотя и выехали в тот же день, но выбрали другое время старта, режим остановок и прочее. Мы лишь созванивались изредка, выясняли, где кто находится и оговорили место для ночевки.
Итак, в воскресенье 27 июля в 9-00 мы выехали из гаража, по дороге забрали Настю и, в 9-30 покинули, наконец, Томск. Было решено делать небольшую остановку-разминку не реже, чем раз в 2 часа, в середине дня большую стоянку на обед, а дальше – по состоянию организма. Первая остановка на стояночном комплексе в р-не гор. Болотное Новосибирской области.
 

Ничего, особо приметного там не обнаружили. Разве что вывеска предлагала ознакомиться с некими «бурятскими позами». Но, поскольку данное мероприятие относилось скорее к вечернему времяпровождению, а мы были там в первой половине дня, данный призыв мы проигнорировали.

Новосибирск проехали на редкость быстро. 50 км, от поста до поста, прошли всего за час. А это движение по городу, светофоры, перестроения. Вообще, я старался придерживаться рекомендуемого скоростного режима, почти не разгонялся свыше 100 км/ч. Лишь изредка, при коротких обгонах. Дорога от Томска до Юрги и, далее по М53 до Новосибирска оставляет желать много лучшего. Чего не скажешь про М52. Качество покрытия на высоте, регулярно появляются полосы для обгона, то для попутного направления, то для встречного. Сопровождение знаками тоже приемлемо. Всегда представляешь, что тебя ожидает впереди.
Около 15-00 пересекли границу Алтайского края, сразу стояночный комплекс. Кафе «Грань Алтая». Кто будет ехать по этой дороге – очень рекомендую. Ассортимент и качество – ресторанное, цены, как в столовой. На 100-150 рублей можно отменно пообедать, в зависимости от аппетитов. Работает круглосуточно, прекрасно и внутри и снаружи. Все в цветах. Снаружи температура до 35 градусов. Внутри кондиционер, так что уезжать не очень хотелось. Очень выручал кондиционер в машине, иначе запарились бы очень сильно.


Дорога от Барнаула до Бийска и после Бийска запомнилась такой особенностью. Появляется знак «населенный пункт» на белом фоне. Предполагает движение со скоростью не выше 60 км/ч. Никакого населенного пункта нет и в помине. Вокруг рощи, нет никаких построек, никаких свертков, развилок и пр. Примерно через 5 км появляется знак «конец населенного пункта», и сразу же после него опять «населенный пункт» с теми же признаками. Поняли, что это «санаторий для ГАИшников». Им можно ловить всех подряд потому, что невозможно выдержать такой скоростной режим на протяжении десятков километров. Был воскресный вечер. Со стороны Горного Алтая двигался сплошной поток машин, и внимание инспекторов было сосредоточено на противоположном направлении движения. В поселке Сростки сделали остановку и посетили памятник Шукшину – уроженцу здешних мест. Памятник выполнен в бронзе, расположен на высоком холме. Туда приходят множество посетителей.


Продолжение следует...
« Последнее редактирование: 15 Августа 2008, 12:36 от whiteowl »
Daihatsu Terios, 2000, K3-VE, спойлер, рейлинги, подножки, ABS, литье, 7 зеркал. 70RUS

Оффлайн whiteowl

  • Клубный гуру
  • ***
  • Томск
  • Сообщений: 1582
  • Карма: +59/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 3
    • Просмотр профиля
Далее мы созвонились со своими товарищами и выяснили, что они уже находатся на территории тур. базы «Любава» на берегу Катуни в районе поселка Манжерок, куда и нас приглашают переночевать. В 21-00 прибыли на базу, сняли домик, хотя можно было просто поставить палатку на территории за гораздо меньшие деньги. Но усталость брала свое. За 12 часов пройдено3/4 пути. Решено, что завтра будем ехать медленно-медленно, пусть нас все обгоняют, но зато будем часто останавливаться, обозревать и фотографировать окрестности, наполняться впечатлениями от красот природы. Катунь в районе базы очень бурная. Шум стоит такой, что на берегу можно говорить только очень громко, иначе тебя не услышат. Несмотря на постоянный рокот реки, проспали, как убитые. Выспались отлично. Чудесный воздух, никаких насекомых. Утром, не спеша, осмотрели базу и окрестности. На территории все очень чисто и аккуратно. Все отдыхающие могут пользоваться туалетом, умывальниками и электричеством (даже те, кто живет в своих палатках). Душ, баня и кафе на территории за дополнительную оплату. Отдыхающие говорят, что краж и других противоправных действий на территории не происходило. Многие оставляют палатки с вещами и уезжают на целый день в разные места, чтобы вечером возвратиться назад. В беседках есть розетки. Туристы оставляли там, на ночь свои камеры и телефоны на подзарядку.



После плотного завтрака, оставили гостеприимный уголок и отправились в дальнейший путь. Вся дорога вдоль Катуни занята базами, туркомплексами, дачами и коттеджами. Свободного местечка нет. Все посвящено отдыху. Полно мест торговли сувенирами, местными промыслами, медом, грибами, орехами. Так продолжалось до Чемальского тракта, который продолжался вверх по Катуни, а Чуйский пересек Катунь и отклонился в сторону, чтобы подойти к Катуни уже почти возле впадения Чуи. На этом пути, помимо поселков, мостов, долин и поворотов, мы прошли 2 перевала.

Продолжение следует...
Daihatsu Terios, 2000, K3-VE, спойлер, рейлинги, подножки, ABS, литье, 7 зеркал. 70RUS

Оффлайн whiteowl

  • Клубный гуру
  • ***
  • Томск
  • Сообщений: 1582
  • Карма: +59/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 3
    • Просмотр профиля
Первый из них – Семинский – самая высокая точка Чуйского тракта. Его максимальная высота – 1715 м над уровнем моря. Но дорога имеет плавный подъем и спуск, нет крутых поворотов, поэтому, когда мы поднялись на верхнюю точку, очень удивились. Настолько легко был преодолен подъем, почти всегда на повышающей передаче. Казалось, ну вот сейчас мотор натужно заурчит, поедая метры крутого подъема. Но мы уже наверху, а ничего подобного не было. Конечно, в этом большая заслуга дорожных строителей. Путь был сглажен и спрямлен. Длина подъема и спуска около 10 км в каждую сторону. Но в ранние времена дорога через этот перевал была трудна и опасна. В молодости, когда я ездил в горы в экспедицию, была замечена такая особенность. Машина немного идет на подъем и, сразу длинный спуск, небольшой подъем и, опять спуск. Странно, ведь едем в гору. Думал, может это субъективное ощущение. А может особенности рельефа или правила строительства горных дорог, чтобы в случае какой-либо поломки, машину можно было поставить в локальной, нижней точке дороги и она никуда не покатилась бы. Но это только догадки.

Еще о машине. Мой Терик во время всего путешествия показал себя молодцем. Никаких нареканий на него не было. Бензин старался заливать на фирменных заправках, всегда 92-й, и, лишь однажды 92-й кончился, залил 96-й. Впрочем, никаких отличий в поведении машины не заметил. Однажды, в Онгудае пришлось заправиться на заправке сомнительного вида, но, видимо, обошлось. Предстоял сложный участок пути, а где следующая заправка, мы не знали. Еще отметил, просто чудесную возможность машины тормозить двигателем. Овердрайв включен, при начале спуска чуть подтормаживаю и убираю ногу с педалей. Далее машина подтормаживает сама, и, пока я не нажму на газ, она будет сбрасывать скорость вплоть до 30 км/ч и ниже. Очень удобно, особенно на сложных спусках. Никогда не перегревались диски, несколько раз щупал после спусков – чуть горячее руки.
После Онгудая преодолели перевал Чике Таман. Этот перевал, хотя и пониже Семинского, но посложнее и покрасивее. Подъем и спуск длиной по 4 км, извилистые серпантины, очень узкие повороты. Тут уже иногда мотор немного урчал, переключаясь на 2-ую скорость. На спуске был поворот почти на 180 градусов, сбросил скорость, почти вжался в скалы, и тут из-за поворота показалась большая фура. Разминулись нормально. Вообще, на этом участке Чуйского тракта фуры встречались нам очень редко, в основном, легковые, джипы, микроавтобусы с туристами. Постоянно проезжали высокие, нависающие скалы, иногда весьма опасные из-за возможности камнепадов. Была крутая скала из рыхлого песчаника, из которой, как изюминки из булки, торчали крупные валуны, до 1 м размером. Причем, песчаник этот был очень слабый. На нем были нацарапаны надписи, по-видимому, простой палкой.

Продолжение следует...
Daihatsu Terios, 2000, K3-VE, спойлер, рейлинги, подножки, ABS, литье, 7 зеркал. 70RUS

Оффлайн whiteowl

  • Клубный гуру
  • ***
  • Томск
  • Сообщений: 1582
  • Карма: +59/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 3
    • Просмотр профиля
После Чике Тамана дорога вышла в долину Катуни, пересекла ее по мосту, и, далее мы попали в долину Чуи. Чуя несет колоссальное количество мельчайшего лесса, который вымывается водой в верховьях, где находятся Чуйские степи. Он придает реке серебристо-серый цвет, почти не оседает, и, далее придает тот же цвет водам Катуни. Поэтому воду из Чуи население не пьет, а берет ее из многочисленных, впадающих в Чую речушек и ручьев. В 19-00 прибыли в пос. Иодро – конечный пункт нашего путешествия. Очень небольшой поселок, единственное место, где на трассе не было сотовой связи.  Руководитель экспедиции, Галилейский Виктор Петрович, договорился с местной администрацией о предоставлении в наше пользование помещения начальной школы. Так что, кто хотел, мог спать в помещении. Правда, молодежь предпочла поставить палатку во дворе. Туда же загнали все машины. В здании была кухня, где готовили пищу и ели. Было электричество, но повышенного напряжения (265 в), так что имелось опасение спалить чувствительные приборы. Но лампочки и плитка работали хорошо. Удобства на улице. Воду носили из речки, впадающей в Чую с другой стороны. Ходили через мост, метров за 300. Правда, вода была ислючительного качества – чистая и холодная.

Продолжение следует...
Daihatsu Terios, 2000, K3-VE, спойлер, рейлинги, подножки, ABS, литье, 7 зеркал. 70RUS

Оффлайн Less Grossman

  • Клубный гуру
  • ***
  • Москва
  • Сообщений: 1795
  • Карма: +32/-3
  • Пол: Мужской
  • Награды: 2
    • Просмотр профиля
зачот +1, аффтар песчи есчё
Volvo S60

Оффлайн :)makcum

  • Старожил клуба
  • ****
  • Самарская обл. Г . Тольятти, сп Тимофеевка
  • Сообщений: 910
  • Карма: +32/-0
  • Пол: Мужской
  • Счастливый Горожанин!
  • Награды: 1
    • Просмотр профиля
Ехал сейчас на работу в экспрессе,зачитался... Жаль что в телефоне экран маленький,фотографии плохо просматриваются,жду не дождусь когда домой попаду!
Cami J100e HC-EJ, 4wd 92л.с. 1999г. - продаю

Оффлайн shtoff

  • Истинный джентльмен
  • Клубный гуру
  • ***
  • Тюмень
  • Сообщений: 10779
  • Карма: +641/-7
  • Пол: Мужской
  • Награды: 12
    • Просмотр профиля
  Монументально!
  Почему-то представляю, что самые сильные впечатления получили молодежь. Так оно наверное и есть. Те, кого я когда-то брал с собой в поездки детьми, сегодня вспоминают о них, как о чем-то очень важном в жизни. Как о сказках про Сивку-Бурку, вещую каурку...  :D
Вижу, что продолжение следует, но увижу его только в понедельник.Спасибо +1
Дайхатсу Териос 2001г.в., J102G, TURBO 72 RUS

Оффлайн Chup.72

  • Участник клуба
  • **
  • Томск
  • Сообщений: 25
  • Карма: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • CHUP
    • Просмотр профиля
whiteowl Спасибо,хороший отчет.Думаю, что в следующем году воспользуюсь Вашим опытом. С уважением.
териос 2000 J102G АКПП

Оффлайн Великий Лух

  • Супер модератор
  • *****
  • Амурск Хабаровского края
  • Сообщений: 4202
  • Карма: +277/-2
  • Пол: Мужской
  • Ну вот - бросил пить и даже цвет лица улучшился!
  • Награды: 14
    • Просмотр профиля
+1
Обалденно съездили!
"Я не интеллигент, у меня профессия есть!"

Оффлайн crazybubble

  • Клубный гуру
  • ***
  • Магадан
  • Сообщений: 2979
  • Карма: +148/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 4
    • Просмотр профиля
...Руководитель экспедиции, Галилейский...
О!!!
TERIOS апр-1997, J100G-GPZE, HC-EJ 1,3л 92л.с., АКПП, Мод. CX, 205/70/15...49RUS
Toyota Hilux Surf фев-1999, VZN185, 5VZ-FE 3.4л 180л.с., АКПП, multy-mod, LSD, 265/75/16...

Оффлайн Crow

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 1604
  • Карма: +106/-0
  • Пол: Женский
  • вода мокрая, небо голубое...
  • Награды: 6
    • Просмотр профиля
Как красиво! Молодцы, замечательно съездили  :cool:
+1!
на поле Таньки грохотали...
Mitsubishi Outlander XL, 2008

Оффлайн whiteowl

  • Клубный гуру
  • ***
  • Томск
  • Сообщений: 1582
  • Карма: +59/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 3
    • Просмотр профиля
Приношу свои извинения всем жаждущим продолжения рассказа. Пришлось перелопатить более 1000 фотографий. Как моих, так и товарищей. Тщательно описать многие подробности. Итак, продолжаем.

Эта речка была весьма удивительной. Длина ее от истока до устья порядка 200м, при этом, поток при впадении примерно 1 куб. м/сек и ширина около 3 м. Вода поступает в речку вдоль всего левого берега из-под горы. Заметно, как поток набирает свою силу.    На речке видны останки водяной мельницы и запруд. Она работала более 50 лет назад. Тогда в окрестных полях сеяли хлеб и здесь же мололи зерно. Сейчас сельское хозяйство в полном упадке. Разводится крупный и мелкий рогатый скот на мясо. Молоко не доят (разве что для личных нужд).
Горы в районе Иодро не очень высоки(не более 2 км от уровня моря), но очень крутые. Перепад высот от дороги до вершин 1200м. Это очень внушительно выглядит. Снега на вершинах летом нет, но воды много. По каждому ущелью бежит речка или ручеек. По-видимому, вода собирается из всех трещин породы.
Daihatsu Terios, 2000, K3-VE, спойлер, рейлинги, подножки, ABS, литье, 7 зеркал. 70RUS

Оффлайн whiteowl

  • Клубный гуру
  • ***
  • Томск
  • Сообщений: 1582
  • Карма: +59/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 3
    • Просмотр профиля
Значительная часть исследователей – участников экспедиции вместе с несколькими волонтерами отправилась на гору, где и организовали «верхний лагерь». Он был расположен, примерно в 7 км от поселка по прямой и на 1200м выше. Добраться туда со всем оборудованием было весьма затруднительно. Пришлось нанимать местных жителей с лошадьми, на которых было погружена значительная часть имущества экспедиции. Помимо личных вещей, палаток, спальных принадлежностей и продуктов, надо было доставить на гору бензоэлектростанцию, научное измерительное оборудование, бензин, фототехнику, штативы, компьютеры и многое другое. Лошадь могла нести 70-80 кг груза, человек порядка 20 кг. Для неспортсмена, даже просто сходить на гору без груза это весьма тяжелая нагрузка. На ходку туда и обратно человек тратил 7-8 часов. Только двое совершили 2 ходки в верхний лагерь. Один молодой человек, довольно крепкий, попытался сделать вторую ходку (только подъем) за один день, но смог пройти только половину пути. Он чуть не остался ночевать в горах без теплых вещей, но его подобрал местный житель с лошадью, который возвращался с горы после очередного рейса. Потом его вещи были спущены с горы очередной лошадью. Горы не терпят дилетантов. Даже столь простой поход, с точки зрения альпинистов, требует тщательно подобранной и удобной экипировки (одежды и, особенно, обуви), а также правильного выбора темпа движения, походки и пр. Одной из главных проблем «верхнего лагеря» было снабжение питьевой водой. Поскольку он находился на самой вершине, то ручьев там не было. Был найден крохотный очажок, до которого можно было дойти и вернуться за час. Воду там набирали кружечкой и сливали в канистры. Но потом табун одичавших лошадей вытоптал источник, и для обитателей горы начались трудные времена. Ходка на более далекий ручей занимала примерно 4 часа, со спуском, а потом подъемом примерно на 500м. Только трое, сравнительно крепких молодых людей, были способны на такой подвиг. Так что воды еле хватало для питья, а об умывании или мытье посуды пришлось забыть. При этом, температура днем достигала 30 градусов. В таких условиях люди прожили на горе неделю. Когда они спустились – это были настоящие, дикие снежные люди. При этом с ними была одна девушка. Первое, что они делали по приходу вниз, это пили воду. Много воды. А потом убегали на дальнюю речку и долго-долго пытались отмыться. Но, при этом, они нисколько не жалели, что провели эту неделю на горе. Положительных эмоций от общения с природой они получили с избытком. А при наблюдении затмения они увидели то, что мы не видели, находясь в долине. Это была кольцевая заря, необычного цвета, которая перемещалась с большой скоростью по направлению движения лунной тени. Если удастся раздобыть у кого-нибудь снимки подобного явления, то обязательно поделюсь ими.


Daihatsu Terios, 2000, K3-VE, спойлер, рейлинги, подножки, ABS, литье, 7 зеркал. 70RUS

Оффлайн whiteowl

  • Клубный гуру
  • ***
  • Томск
  • Сообщений: 1582
  • Карма: +59/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 3
    • Просмотр профиля
Но нельзя сказать, что у тех, кто оставался в долине, жизнь была пустой и бесцветной. Поскольку с нами внизу были астрономы-любители, вместе с ними мы осуществляли замечательные наблюдения горного звездного неба. Два фактора, которые влияют на качество астрономических наблюдений в горах. Это отсутствие пыли и промышленных аэрозолей, а также глубокая ночная темнота в преддверии новолуния. Для заинтересованных лиц был произведен небольшой экскурс по наиболее интересным звездам и туманностям. Как визуально определиться с расположением основных созвездий. Названия наиболее ярких звезд. Наблюдение двойных звезд. Наблюдение огромного количества спутников, МКС, плотные метеорные потоки. Многое можно наблюдать невооруженным глазом, кое-что в средний бинокль. А небольшой телескоп применялся для более специализированных наблюдений и давал лишь более детализированную картину конкретного участка неба. Кроме того, производилась съемка ночного неба объективами с очень широким и средним углами поля зрения. Фотоаппарат закреплялся параллельно телескопу и двигался вместе с ночным небом, благодаря точной механике и электронике. Делались снимки с экспозициями 2, 4 и 6 минут. При этом открывались такие детали звездного неба, которые не были видны ни в бинокль, ни в телескоп. Например, преимущественный цвет отдельных звезд. Из-за слабости излучения звезд, глаз не может определить преимущественного спектра большинства звезд (за очень малым исключением). Таковы особенности работы палочек и колбочек глаза. Но для матрицы современной профессиональной фотокамеры такая задача совершенно по силам. Поэтому, получались весьма яркие, цветные снимки. То, что нам доступно в общих ресурсах интернета, выглядит более чем посредственно из-за низкого разрешения большинства снимков. Особенно хочется отметить возможности адаптации человеческого глаза к темноте. Через несколько минут на улице, глаз настолько адаптировался, что я, например, при весьма посредственном зрении, научился находить туманность Андромеды без всякого бинокля за несколько секунд. При этом освещение окружающих гор фарами проезжающих изредка автомобилей весьма мешало наблюдениям. А появление на экране фотоаппарата очередного снимка после окончания экспозиции вызывало, чуть ли не болезненные ощущения.
Daihatsu Terios, 2000, K3-VE, спойлер, рейлинги, подножки, ABS, литье, 7 зеркал. 70RUS

Оффлайн whiteowl

  • Клубный гуру
  • ***
  • Томск
  • Сообщений: 1582
  • Карма: +59/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 3
    • Просмотр профиля
Поскольку ночные наблюдения занимали время от 0 до 3-х часов ночи, то у нас оставалось довольно много времени, чтобы, и выспаться, и ознакомиться с ближними и дальними окрестностями. Каждый день мы совершали какое-либо путешествие. Либо на автомобиле, либо пешком. Первое из них – это к Белому Бому. Белый Бом – это гора с частично срезанным боком из чистого мрамора. Хотя, под воздействием атмосферных факторов, этот мрамор частично посерел и пожелтел, при определенном освещении, он выглядит ослепительно белым. Ущелье в долине усыпано обломками мрамора весьма разных размеров. На свежем изломе куски мрамора ослепительно белые. Как и в других местах по дну долины течет речушка. В ущелье пасется скот местных жителей. Причем, этот скот весьма самостоятелен. Сам утром уходит на пастбище. В самую жару прячется в глубоких тенях. К вечеру выбирается поближе к дому и возвращается домой. Мы встречали овец, коз и коров повсеместно, а у Белого Бома, и яков. Каждая группа скота пасется в своем месте и в чужое не ходит. Очень независимо ведут себя на дороге. И, если овец еще можно прогнать с пути сигналами, то коровы игнорируют автомобили полностью. Приходится либо их объезжать, либо ждать когда уйдут сами.

Daihatsu Terios, 2000, K3-VE, спойлер, рейлинги, подножки, ABS, литье, 7 зеркал. 70RUS