Присоединяйтесь к телеграм чату клуба

* Справочники по нашим машинам

Книга о Kid! Новинка! Книга о Terios и Сami Книга о Terios2/Rush/Be-Go! Новинка!

Автор Тема: Эффектифность предпускового теплового аккумулятора УОПД  (Прочитано 16324 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Xan-der

  • Опытный участник клуба
  • ****
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Сообщений: 698
  • Карма: +30/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 2
    • Просмотр профиля
На днях сосед в гараже рассказал про такую штуку, как УОПД(Устройство Облегчения Пуска Двигателя). Для тех, кто не в курсе, это тепловой аккумулятор в виде термоса, в котором хранится нагретый антифриз, перед запуском он прогоняется через систему охлаждения, тем самым нагревая двиг и облегчая запуск. По гуглу довольно много ссылок про его устройство и принцип работы.
Я заинтересовался и выходные проковырялся в интернете в поисках отзывов про эту чудо-штуковину, но их на удивление мало. Есть либо восторженно-неадекватные(типа в мороз -30С прогревает двиг до +20С), либо консервативно-пессимистичные(типа такой малый объем антифриза не прогреет весь движок, а хватит только может на рубашку с гильзами).
Зная физику по школе скорее соглашаюсь с последними; согласитесь 4-5литров горячего антифриза вряд ли прогреют уже имеющийся в системе + сам движок + масло в картете. Но с другой стороны даже повышая температуру в гбц до 0С/+5С существенно облегчится запуск(конечно если масло залито зимнее, и оно не сильно застыло на морозе).

В общем решил провести ради интереса небольшой расчет эффективности данного девайса. Для авто с объемом до 1,8л существует версия термоса с объемом запасаемого антифриза в 3,7л. Пусть нагретый до +90С антифриз за ночь в термосе остынет примерно до +80С (стандартная ситуация: вечером поставили авто, утром на работу).
При его массе 3,7л*0,927=3,43кг, удельной теплоемкости 3520 Дж/(кг*С) (его теплоемкость меньше воды), и температуре +80С он может дать теплоту - Q = c*m*t = 3520*3,43*80 = 965 888 Дж.

Теперь самое сложное - у меня не хватает данных, для расчета нужны:
-вес двигателя(желательно без масла и навесного),
-вес гбц
-вес/объем антифриза в малом контуре(т.е. без учета антифриза в радиаторе). Всего в системе охлаждения по паспорту 5,4л. Кто-нибудь замерял, сколько литров входит в радиатор?

Нагрев 1 кг алюминия на 1°С требуется 930 Дж. На 1 кг чугуния 540 Дж. Весь движок за короткое время(1-2мин.) нагреться не успеет, нагреется только рубашка блока цилиндров, гбц(часть, омываемая антифризом) + антифриз, не замещенный теплым(ОЖ в отопителе салона, патрубках).

Зная их вес, можно вычислить примерное количество Дж, требуемых для нагрева.
Daihatsu Terios 2000, 4wd, J100G-GMZE, МКПП

Оффлайн Xan-der

  • Опытный участник клуба
  • ****
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Сообщений: 698
  • Карма: +30/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 2
    • Просмотр профиля
В качестве примера, для нагрева 30кг. люминия температурой -30С до нуля, потребуется Q = 930*30*(-30) = -837 000 Дж.
Т.к. чугун менее теплоемкий, то прогреть его будет легче.

Прикинем предположительные затраты на нагрев ОЖ в системе. Если допустить, что участвует вся ОЖ(в том числе и ОЖ в радиаторе), и допустить, что при замещении горячей ОЖ не произойдет перемешивание(-: , то получится 5,4л-3,7л=1,7л*0,927=1,57кг. Затраты для нагрева от -30С до нуля: Q = 3520*1,57*(-30) = -165 792 Дж.
В сумме выходит 1 002 792Дж, что довольно близко к тому, что может нам дать запасенный антифриз(-:

30кг. люминия взяты с потолка(-: Двигатель даже не представляю сколько может весить. Но вес нагреваемой части с цилиндрами, полагаю будет где-то 30-35% от общего веса движка.
Также сколько влезет ОЖ в радиатор на Терике не представляю. В предыдущем авто(грузовичек) помещалось 10-11л. ОЖ, из них в радиаторе было 3,5л-4л точно.

Данные вычисления не претендуют на истину в первой инстанции((-: , просто тренировка мозга + попытка понять, есть ли какая-нибудь эффективность от этого девайса. Также данный расчет очень приблизителен, т.к. не учитывает очень многих параметров.
Плюс необходимы хотябы приблизительно вес движка, и вес антифриза в малом контуре.

Если в чем не прав, поправляйте.
Daihatsu Terios 2000, 4wd, J100G-GMZE, МКПП

Оффлайн ЕвгенийСамарский

  • Очумелец!
  • Супер модератор
  • ***
  • Самара
  • Сообщений: 9487
  • Карма: +591/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
Xan-der, общий вес двигателя 1500 с коробкой автоВАЗ2108 примерно 130кг...
примите всреднем вес нашего ДВСа 80-90кг...допустите 50%ное участие по массе
в процессе теплообмена...и усредните теплоёмкость чЮгуния и Люмина...
думаю, сей остаток прогреется на 2-3градуса...и то не в том месте , где необходимо
(поддон с маслом, маслонасос, шейки все)
пс
а стартер, акум и коробка холодные останутся
KiD 2001 АКПП правый EF-DEM :) TeriosII 2006 АКПП араб 3SZ-VE :)
Fortuner 2011 АКПП араб 2TR :)

Оффлайн Gart

  • Супер модератор
  • *****
  • Красноярск
  • Сообщений: 6549
  • Карма: +277/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 9
    • Просмотр профиля
Xan-der, была подобная темка на форуме, давно читал. Даже не помню чем обсуждение кончилось...
ИМХО мёртвому припарки... если движок заводится, то заводится... если нет, то увы... В общем либо автопрогрев, либо котёл на 220вольт, либо автономный предпусковой подогреватель.
Terios 97, J100, HC-EJ, AT/4WD владел с 10.2009 по 12.2014
теперь Honda CR-V 04 AT/4WD :disco: Starletka 93, EP-82, 4E-FE, AT/FWD.

Оффлайн Борис

  • Клубный гуру
  • ***
  • Магнитогорск
  • Сообщений: 1715
  • Карма: +77/-0
  • Пол: Мужской
  • Был и будет
  • Награды: 4
    • Просмотр профиля
Емкость системы охлаждения НС с АКПП 5,3 литра, КЗ с АКПП - 5,55 литра. В радиаторе около 1,2 литра.
Териос, 1997 г.в., HC-J100G
Ссанг Енг Нью Экшн, 2012 г.в., 2,0 дизель, АТ

Оффлайн vish

  • Клубный гуру
  • ***
  • Амурская область
  • Сообщений: 4856
  • Карма: +188/-2
  • Пол: Мужской
  • 28RUS
  • Награды: 8
    • Просмотр профиля
Про эту систему я читал очень давно (примерно в то время, когда мы должны были жить при коммунизме :D ). Но там было написано, что после остановки двигателя весь антифриз специальной помпой перекачивается в термос. Перед запуском в обратном направлении.
Cami 2002 г. J102E АКПП. X-Trail 2004 г. 4WD, МКПП, правый руль.

Оффлайн ЕвгенийСамарский

  • Очумелец!
  • Супер модератор
  • ***
  • Самара
  • Сообщений: 9487
  • Карма: +591/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
Про эту систему я читал очень давно (примерно в то время, когда мы должны были жить при коммунизме :D ). Но там было написано, что после остановки двигателя весь антифриз специальной помпой перекачивается в термос. Перед запуском в обратном направлении.
...у меня такая же информация...есть статья в "за рулем" 90х годов...
KiD 2001 АКПП правый EF-DEM :) TeriosII 2006 АКПП араб 3SZ-VE :)
Fortuner 2011 АКПП араб 2TR :)

Оффлайн jammer

  • Гуляю сам по себе.
  • Супер модератор
  • *****
  • Углич
  • Сообщений: 11216
  • Карма: +380/-0
  • Пол: Мужской
  • Terios J100 98г.
  • Награды: 10
    • Просмотр профиля
Считаю немного бессмысленной эту систему для двигателей которые заводятся хорошо при низкой температуре.
Двигатель ками-териосов заводится хорошо и в -30 и даже ниже.
Если же рассмотреть эту систему с точки зрения уменьшения износа, то при её работе масло в поддоне всё равно не прогреется  и при запуске двигателя изменений не произойдёт ...


Есть ряд автомобилей которые при температуре уже в -20 имеют весьма серьёзные проблемы с запуском , вот туда это будет необходимо и считаю что толк будет.

Оффлайн кот72

  • Давний участник клуба
  • ***
  • Тюмень
  • Сообщений: 309
  • Карма: +30/-1
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
в -32  ... -35 заводил.....без прогревов и т.д. и т.п. (ну правда фары включал) :D
Toyota Cami, 2001, J102E, K3VE, 4WD, автомат

Оффлайн Xan-der

  • Опытный участник клуба
  • ****
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Сообщений: 698
  • Карма: +30/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 2
    • Просмотр профиля
Статейку из "за рулем" тоже видал. Сейчас ничего из двигателя не выкачивается. Просто в контур добавлен "термос" и лишних 3-4литра антифриза. Он периодически во время работы движка прокачивается через термос, чтобы выровнять температуру.
Нашел даже инструкцию (-:
http://www.autonahodka.ru/files/File/pdf/at-9.pdf

В морозы еще пока машинку не испробовал. Если наши машинки нормально запускаются в мороз, тогда в принципе эта система и неэффективна будет.
Хотя с другой стороны прогретые цилиндры обеспечат лучшее сгорание топлива при запуске.
Масло, как я написал еще в первом посте эта система не нагреет.
Для этого надо тогда "термос" для масла изобретать :D
Daihatsu Terios 2000, 4wd, J100G-GMZE, МКПП

Оффлайн cam

  • Ветеран клуба
  • *****
  • Иркутск
  • Сообщений: 1064
  • Карма: +18/-1
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Если компрессия, свечи, аккум, масло нормальные то это чудо не нужно. Если всё не нормальное то чудо тоже не нужно.
Cami j102 2003, МКПП, LSD блокировка дифференциала.

Оффлайн Xan-der

  • Опытный участник клуба
  • ****
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Сообщений: 698
  • Карма: +30/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 2
    • Просмотр профиля
Нагрев ОЖ в системе. Объем антифриза в малом контуре: 5,4л-1,2л=4,2л-3,7л=0,5л*0,927=0,4635кг.
Если поставить обратный клапан на обогреватель салона(чтобы не участвовал в циркуляции), то будет еще чуточку меньше.
Двигатель. Т.к. нагрев происходит за 1минуту(по инструкции), то 50% двига не успеют прогреться в любом случае.
Максимум, думаю процентов 35 успеет нагреться. 90кг*0,35=31,5кг.
Усредним теплоемкость люминия и чугуния (получится металл чугулиний   :D ) до 735Дж (будем считать, что металлы участвуют пополам в нагреве.
Потери тепла в термосе 1,5 градуса/час. За 10 часов это будет остывание до +75С.
Запасенная энергия: Q = c*m*t = 3520*3,43*75 = 905 520 Дж.

Затраты на нагрев на каждые 10С: Q = 3520*0,4635*(-10) + 735*31,5*(-10) = -247 840  Дж.

То есть даже если учесть различные потери при нагреве, градусов на 30 температура в цилиндрах поднимется(при минусе поднимется примерно до нуля).
Другой вопрос, даст ли это какой ощутимый эффект?
Daihatsu Terios 2000, 4wd, J100G-GMZE, МКПП

Оффлайн ЕвгенийСамарский

  • Очумелец!
  • Супер модератор
  • ***
  • Самара
  • Сообщений: 9487
  • Карма: +591/-0
  • Пол: Мужской
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
...градусов на 30 температура в цилиндрах поднимется...
фантастика!
KiD 2001 АКПП правый EF-DEM :) TeriosII 2006 АКПП араб 3SZ-VE :)
Fortuner 2011 АКПП араб 2TR :)

Оффлайн Борис

  • Клубный гуру
  • ***
  • Магнитогорск
  • Сообщений: 1715
  • Карма: +77/-0
  • Пол: Мужской
  • Был и будет
  • Награды: 4
    • Просмотр профиля
Вообще, по-моему, тема чисто эмпирическая и мертвая практически. Рассматривал это дело 6 лет назад в применении к Ниве. Остановился на улучшении системы зажигания, хорошем масле и Форсане. На Териосе вообще никак не нужно, ИМХО.
Териос, 1997 г.в., HC-J100G
Ссанг Енг Нью Экшн, 2012 г.в., 2,0 дизель, АТ

Оффлайн cam

  • Ветеран клуба
  • *****
  • Иркутск
  • Сообщений: 1064
  • Карма: +18/-1
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Стопудово. Нагрел тосолом, потом пустил холодное масло остудил. За что боролись на то и напоролись. Считайте колории.
Cami j102 2003, МКПП, LSD блокировка дифференциала.