озаботился проверкой концевиков, тем более один не работал, анамнез показал наличие проблем в виде ржавчины, отчего срабатывали через раз, пролил ведешкой - заработали, принято решение забить смазкой.
один концевик заржавел и заклинил. решил заменить, подобрал в автомагазине подобный по длине, внешний диаметр уже, поэтому был посажен на фум ленту, по виду более хлипкий чем оригинал. так как проблема временно была решена, начал разбирать оригинальный. вывод, японский металл - гут, есть два ньюанса (предварительно пролив вэдешкой и оставив часа на 2-3 отмакать:
1. выбивать шток можно только со стороны контакта провода, пружина въедаетсяв ржавчину и смысла разрабатывать нет.
2. пружину, пролив вэдешкой, не вытягивать, а выворачивать по ходу закручивания, что характерно, ожидал увидеть заржавевшую и полураспавшуюся - увидел замечательно сохранившуюся пружину.
затем прочищаем круглым надфилем и собираем в обратном порядке. все по размерам, работает бесшумно в отличие от аналогов.
в планах разобрать все концевики и забить смазкой, какую выбрать чтобы не текла?