Еще весной, планируя дальнюю поездку на море, а так же учитывая мою любовь к поездкам по трассе, было решено обзавестись в машине радиосвязью CB-диапазона. И обстановку на трассе спросить/передать можно, дорогу узнать, и помощи в случае чего попросить. Сказано-сделано. По приезду в Челябинск (у нас такого добра нет) был найден опытный радиолюбитель, через которого приобретена радиостанция Megajet MJ-300. Он же и занимался установкой.
Шаг первый и самый сложный - решить, какая антенна будет установлена. Вариант - либо на магнитном креплении, либо врезная. Из-за низкого качества связи вариант с магниткой был отброшен сразу. Пришлось решиться и сверлить крышу. По самому процессу установки фото не делал, постараюсь описать все на словах.
Частично снимаем обшивку потолка, сверлим в крыше небольшое отверстие.
Я решил ставить антенну в заднем левом углу крыши, но это не принципиально. Изнутри подкладываем металлическую пластину, которая будет служить усилением крыши, т.к. металл кузова довольно тонкий и легко пригибается просто рукой. Через это отверстие болтом крепится шайба, на которую сверху прикручивается штырь антенны. Мной была выбрана саммая эффективная по качеству связи "четверть", то есть антенна с длиной штыря, равной четверти длины волны, 2.7 метров. Сама антенна сделана из военной, то есть нижняя часть штыря состоит из бочоночков, внутри которых
пропущен трос. Кто служил в армии в связи, думаю видели. Несмотря на длину, вещь практически неубиваемая, можно на ходу задевать
низковисящие ветви деревьев, мосты и провода, не сломается. Защита от КЗ при контакте с проводами под напряжением тоже есть.
Изнутри к болту крепится антенный кабель, который необходимо довести до самой радиостанции. Место сверления и узел подключения кабеля к антенне мажутся литолом. Кабель с крыши салона спускается вниз под обшивкой, рядом с боковыми окошками багажника, далее заходит под уплотнитель задней двери, и выходит под ноги заднего пассажира под коврик.
Вскрывать пол для прокладки кабеля не стали. Далее кабель проводится под сиденьем, оттуда его легко завести под кожух центрального тоннеля, т.к. там ничего откручивать не надо, просто отогнуть край пластиковой панели.
Чтобы не сверлить лишних отверстий в деталях салона, радиостанция закреплена саморезом в штатном отверстии кожуха центрального туннеля, справа от ног переднего пассажира.
К тому же, такое расположение позволяет легко считывать информацию с дисплея или производить настройки радиостанции как водителю, так и штурману. Куда прикрепить тангенту пока не придумал, торпеду сверлить не хочу, пока лежит в кармашке перед рычагом АКПП. Как показал опыт использования, это довольно удобно. Оборудование запитано от прикуривателя. Телефон я заряжаю от USB разъема магнитолы, поэтому занятый прикуриватель не мешает.
Обошлось все удовольствие в 6 тыс. р., 2900 рация с допайками-доработками, 2000 антенна и 1100 установка. Могу сказать, что эти деньги окупились за поездку туда-обратно на море. Да и в пробке стоять не скучно, такие истории травят, чуть из машины не вываливаешься от смеха
Пример из жизни: дорога в Ростовской области, только что после ремонта, идеально ровная. Стоит знак "Ремонт дороги" и "Ограничение скорости" до 40 км/ч. Дорожной техники нет, 11 часов вечера, все гайцы уже давно дома, ну как тут можно соблюдать? Спрашиваю в эфире: "Ребята, обстановку на Ростов подскажите пожалуйста". В ответ: "В конце ремонта машинка работает, аккуратно." Приходится плестись несколько километров, и действительно, в конце ремонта стоят ДПС, а рядом парочка легковых, остановленных за превышение. Или на обратном пути, узнав про аварию на плотине в Жигулевске, мы спокойно свернули с трассы и пошли спать, т.к. по словам едущих навстречу дальнобоев пробка была длиной около 5 км. На следующий день услышали, что в пробке люди стояли 5-6 часов, мы же за это время успели почти выспаться.
Общепринятый канал общения 15АМ. Иногда при общении между двумя машинами, чтобы не забивать общий канал, люди уходят на 1-2 канала вверх или вниз.
Конечно, информацию об обстановке на дороге стоить не только получать, но и отдавать, на этом и держится весь обмен. Если впереди стоит ДПС, или камера, или просто авария на трассе, желательно предупредить об этом идущую навстречу фуру:
-Братишка, на Самару идешь, на 243 машинка работает.
-Принял, у тебя далеко чистенько.
-Спасибо, удачи!
Дальность связи в такой комбинации оборудования (рация+антенна) составляет около 10км., однако у дальнобоев в основном оборудование не очень хорошее, поэтому разборчиво слышно разговоры примерно до 3км. Бывают конечно и исключения. Кроме источника полезной информации, связь на трассе это еще и свой мир, истории из жизни, дорожная романтика, что-ли. Правда людям с тонкой душевной ориентацией слушать не рекомендуется, иногда и мат бывает, но это не всегда, все-таки зависит от человека.
Кроме дальнобойщиков и изредка легковых машин, на этом канале бывает рекламный спам. В канал передают информацию работники кафе, заправок и СТО (о том, что можно вкусно поесть, дешево заправиться или починить колеса). Обычно это ужасно раздражает всех водителей, т.к. рация вещает мощная и перебивает все разговоры в радиусе нескольких километров.
Официально для использования рации требуется разрешение, которое можно получить в радиочастотном центре своего города. В Челябинске выдают позывные за скромные деньги 120 рублей, после этого через 2 недели оформляется разрешение сроком на 10 лет. Можно ездить и без разрешения, спрашивают крайне редко, с умело подвешенным языком можно отболтаться.
Общий вид теперь вот такой.
Терик напоминает маленькую радиоуправляемую машинку
Если есть вопросы, уточнения, нужны еще фото пишите, постараюсь ответить.