Присоединяйтесь к телеграм чату клуба

* Справочники по нашим машинам

Книга о Kid! Новинка! Книга о Terios и Сami Книга о Terios2/Rush/Be-Go! Новинка!

Автор Тема: Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику  (Прочитано 23368 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
Мирко, вам +1 за помощь и консультации при подготовке снаряжения и консультации по поводу пребывания в экстриме :)
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн Crow

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 1604
  • Карма: +106/-0
  • Пол: Женский
  • вода мокрая, небо голубое...
  • Награды: 6
    • Просмотр профиля
Наташа, рада за вас!  :cool:
Молодцы! Машинки выстояли  :disco:
зы: забыла главный совет дать - сало и спирт!  :crazy:
на поле Таньки грохотали...
Mitsubishi Outlander XL, 2008

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
На яндекс картах вывешенная фотография привязана к карте. Можно поглядеть, куда забрался хомячок :))) И это еще не финал.

Отчет печется :)
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
Crow, спасибо! :) Спирт на морозе в качестве потреблялки оказался опасен: и так обезвоживание есть, а со спиртом легко наколоться. Хотя он и был с собой, пили водку :)
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
Итак, начинаю вывешивать долгожданный отчет :)

ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику


Часть первая

Благодарности

Благодарим двух Андреев из Мурман Экстрим клуба. Андрея Пашкова – главного помощника в подготовке и проведении всей нашей затеи, а также Андрея Зенкова. Без их участия нам вряд ли бы удалось сделать и половину того, что мы проделали.

Спасибо Шкодине за подсказку о масле и за флаг клуба и Мирко за терпеливые консультации по совершенно различным вопросам, в том числе, идиотским.
Спасибо DreamDemon’у, Crow, Shoy, Штоффу а также всем остальным членам клуба Cami-Terios, участвовавшим в обсуждении снаряжения и вообще за участие.

Спасибо ИгАрю Наймилову и моему брату Паше Черникову за помощь в доставке снегохода.

Спасибо Ане и Артему за оперативные консультации о прогнозе погоды, вообще связь с миром (изредка) и присмотр за домом в наше отсутствие.

Спасибо Антону Шварцу (компания Ларгео) за своевременную финансовую поддержку.

И, конечно, спасибо всем остальным нашим друзьям и близким, которые посмотрели на нас странным взглядом, но оказали всяческую поддержку нашей затее.

Самое начало

Все началось одним декабрьским вечером.
- Что нам там на завтра обещают метеорологи?
- Да снова грязь и дождь.
- А на Вайда-Губе, наверное, уже все снегом замело….
- А мы сейчас глянем, что там. Обалдеть. Там тоже дождь. И снега нет….Обещают дальше ливневый снег какой-то… Но все время около ноля.
- Батон, наверное, туда пройдет….
- Батон пройдет?....
- Новый год скоро… каникулы….
- А? Что?

Обрывочные мысли вдруг сами собой сложились в отчетливую картинку: Новый год на Вайда-Губе.

Позвонили Андрею Пашкову в Мурманск поделиться идеей.
«Психи вы! - ответил он нам. – Но идея в принципе реализуема, если повезет с погодой. Погодите пару дней, я найду вам контакты с людьми из Озерка и Вайда-Губы».

Идея вдруг приобрела законченные формы.

Немного географии и истории

Вайда Губа, или мыс Немецкий полуострова Рыбачий – самая северная точка европейской континентальной части РФ. В XVI веке там существовал оживленный торг, через который шла торговля Московского государства с Западной Европой. Сейчас там есть метеостанция и маяк. Ну, и пограничники, конечно.


До революции полуострова были достаточно интенсивно заселены благодаря особенностям климата – полуострова огибает хвост Гольфстрима, если быть точнее Нордкапское теплое течение - ветвь Норвежского течения. Благодаря ему Баренцево море не замерзает, а климат на полуостровах вполне пригоден для проживания.
В советское время главным населением полуостровов были разнообразные военные и геологи, но к данному моменту их там почти нет. Сейчас «мирное» население на полуостровах присутствует в исчезающих количествах, но оно есть. Его можно найти в Озерке, в Долине Славы (точнее, Долине Смерти) – границе между Мустатунтури и Средним, а также на Цыпнаволоке. Правда, большинство из этого малого количества людей работает там вахтовым методом, постоянные жители штучны.

Во время Великой Отечественной войны полуострова Средний и Рыбачий были ключом к Мурманскому порту – артерии получения грузов по ленд-лизу от западных союзников.

Дорога на Рыбачий идет через хребет Мустатунтури, который тянется в широтном направлении по берегу материка и обрывается скалами в море с северной стороны. В переводе с финского Мустатунтури означает «Черная тундра». В крайней восточной части хребта находится единственный перевал, через который идет дорога на полуострова.
Мустатунтури - самый северный участок фронта Второй мировой войны и единственное место, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу СССР. На высоте «Погранзнак» после войны был установлен памятник, хорошо видный с дороги. На одной из высот Мустатунтури происходили события, описанные К. Симоновым в известной поэме «Сын артиллериста».

Перевал через хребет – самое опасное место на пути, которое в зимнее время является практически непроходимым для обычной колесной техники в нечищеном состоянии. Проходимость перевала фатально зависит от сиюминутных капризов погоды. А погода там – это отдельная история. Не зря гитлеровские отборные горно-егерские части взять его так и не смогли. Подвиг наших солдат, выстоявших в этих условиях, трудно даже себе представить.

Главная неприятность перевала – образование снежных переметов и обледенение дороги. Все это сопровождается слишком малым количеством вешек вдоль дороги, отсутствием ориентиров в виде деревьев и неожиданными (для невнимательных) снегопадами-метелями с возможными сильными ветрами. Другая неприятность – это временами кардинально различающаяся погода в точке выхода на перевал со стороны материка (Титовка) и по другую сторону перевала. Северная сторона перевала обычно значительно теплее и снежнее. Все самые сильные переметы образуются именно там. Всего образуется около четырех главных переметов, которые надо миновать. Самый серьезный – на спуске с северного склона.

Еще одна «милая» особенность – изначально загадочные «ливневые осадки». Мы долго гадали, что это может быть. Терминология погодного сайта местным была незнакома. Как выяснилось, это такие «очаровательные» осадки в виде мокрого льда, моментально облепливающего всё и вся и вызывающего обледенение всего, на что попало. В общем, дождь из льда.

Периодически перевал чистят гусеничным бульдозером, и тогда появляется возможность пройти до Озерка хоть на пузотерке, но скорость образования переметов и изменения погоды такова, что без подготовки там можно просто-напросто оставить технику до весны. В этом году там зимует какая-то пятерка, не успевшая выскочить вовремя.

Соответственно, нашей главной задачей будет не просто дойти хотя бы до Озерка, но и выйти оттуда обратно.

Анализ погоды последних лет показал, что основные снегопады там бывают в январе – феврале – марте. Да и все местные в один голос утверждают: «вот, в восьмидесятых-семидесятых – да… и морозы и снегопады…. А сейчас – да ничего особенного. Вот в марте!....».
Соответственно, у нас есть шанс прорваться, если повезет.

История завертелась

Первый же звонок на Вайду Губу огорошил: оказывается, пару лет назад наша идея уже реализована. Поискали и нашли, что команда орловских экстремальщиков смогла туда попасть на Новый год http://www.orelsreda.ru/newspaper.php?action=show_statiya&statiya=1203, а самое главное, не только прорваться туда, но и выйти оттуда. Печаль, но что делать - одни и те же идеи приходят в разные головы. Не отступаться же из-за этого от задуманного. Тем более, что снега нет как не было вовсе: на Рыбачий вовсю еще бегают пузотерки!!!!

Нашли контакты ребят, познакомились. Сначала над нами повеселились, но потом подробно рассказали о том, что там нас ждет: если с погодой повезет – пройдете. На Вайда-Губе сказали то же самое: «если повезет с погодой – пройдете, не повезет – там и Урал не пройдет, не то, что батон».

Нашли еще одних ребят. Те прорывались через перевал на Джимнике и Шниве в марте, но последний перемет миновать не смогли.

Наш друг, помощник и главный консультант Андрей Пашков – водитель с огромным опытом, в том числе и по Рыбачьему, а сейчас главный клубный механик, нас все же успокоил. Попробовать можно. Хотя и осторожно.
Ну, и для подстраховки, он нашел для нас контакт с Озерком, где находится чудоспасительный бульдозер. Немедленно начали переговоры с Озерком. Выяснили, когда и с какой периодичностью чистится перевал, а также договорились о том, что бульдозер выдвинется к нам, если мы все же застрянем. Хотя это будет и крайне нежелательный и явно небюджетный вариант.

История завертелась.

Любит – не любит?

Начали подготовку снаряжения и техники.
Каждый день преподносил сюрпризы: вероятность успеха скакала от нуля до единицы в течение дня как температура у малярийного больного.

Поскольку сразу стало понятно, что с машиной можно и не пройти, решили на всякий случай ориентироваться на снегоходы, несмотря на отсутствие снега. Вначале люди согласились дать снегоход в аренду, мы уже подготовили список снаряжения,  но потом вдруг они наотрез отказались. Стали искать снегоходы дальше. Аренда снегохода в коммерческом прокате была заоблачна – 70 тысяч на три дня. И дальше определенной трассы снегоход давать никто не хотел.
Еще два снегохода были в наличии, но они стояли сломанные. И запчасти ожидались не скоро, в неопределенном будущем.

А тем временем снега как не было, так и нет. Уже 15-е декабря, надо то ли брать билеты на поезд, то ли снаряжать машину. Решили снаряжать и машину.
Только начали это делать, как в Мурманске повалил снег, хороший такой снег. Но билет на поезд уже было не купить, да и при отсутствии снегохода это было бессмысленно. Единственный вариант – прорываться на машине.

На всякий случай начали искать снегоходы на продажу в Мурманске. Нашли один за относительно вменяемые деньги. Продавец вроде бы понравился. Отложили его как запасной вариант. Всяко дешевле, чем брать в аренду. Да и делать с ним мы сможем все, что хотим.

Тем временем мы по пять раз на дню смотрели погодные сайты. Выяснилось, что существуют два прогноза, отличающихся достаточно значительно. Трансляция британского прогноза на RP5 оптимистично смотрела в будущее, в то время как Гизметео стращало ужасами. Но по обоим прогнозам получалось, что ждут нас морозилки. Вопрос в том, какие.

В довершение всего у обоих на работе случился аврал, а Москва стояла в предновогодних пробках. Элементарная поездка в соседний Ашан растягивалась в целое приключение. Спать было попросту некогда.

А в это время мурманчане начинали мерзнуть. Да и на протяжении дороги погода явно решила нам дать жару, точнее холоду. Поняли, что нужно идти двумя машинами, потому что по пессимистичному прогнозу местами может быть до минус 40.

Все против нас

Под финал сборов у Димыча на работе случается супераврал и мы теряем день для выезда. Вместо 27-го мы сможем выехать только 28-го. И проверить снаряжение в полевых условиях мы просто не успеваем.

Чтобы хоть как-то опробовать технику и свежекупленное снаряжение, собираем машины под работу бензогенератора, а только установленная автономка бодро проходит обкатку. Слава Богу, все работает.


Когда уже собранные машины стоят под парами, в квартире прорывает трубу. Отчаянно сражаясь с фонтаном, хлещущим до потолка, понимаем, что теряем еще полдня на решение этой проблемы. Максимально быстро связавшись по раннему утру со знакомым сантехником (кстати, для дубненских – могу дать контакт, мастер хороший), который на наше счастье оказался свободен, к часу дня 29-го смогли выехать.

Звонок в Озерко нас просто разочаровывает: бульдозер сломался. Надо мчаться быстрее, пока перевал не замело. После проделанной подготовительной работы отменять поездку уже просто обидно. Да и потом может не случиться возможности. Надо прорываться несмотря ни на что.
В это время телевизор вещает ужасы о заметаемой снегопадом Москве, а в Дубне на горизонте густеет туча.
Быстро поцеловавшись с родными, прыгаем в машины и начинаем убегать от снегопада.
« Последнее редактирование: 27 Января 2010, 21:01 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику

Часть вторая

Новогодний автопробег Дубна - Мурманск

Бегство получилось не очень удачным: местами нас накрывает сильными зарядами снега. Все время идем против сплошного потока фур, отчаянно стремящихся успеть на разгрузку в Москву. Дует сильный встречный ветер. Машины не катятся толком даже с горок, а в горки совсем едва ползут. Когда ветер становится боковым, Тарапуньку ощутимо сносит. Видимость – плохая, расход топлива неприятно высок. Скорость передвижения чудовищно низкая. С непривычки ходить вторым номером на дальние расстояния мне приходится сражаться с гипнотизирующим видом красных огоньков шлепающего впереди батона. Дотащившись до Чудово к 12-ти ночи встаем на стоянку. Народ косится странно, но чего не бывает перед новым годом.

Благостны и прекрасны стоянки в околоновогоднее время. Машин мало, места есть везде. Решили провести первое полевое испытание «ведра». Отличная идея была сделать такое приспособление: ветер не задувает огонь примуса, стенки ведра создают дополнительный нагрев котелку, бензобак примуса надежно защищен от огня стенками, так как стоит снаружи. Пока мы готовим ужин, дальнобойщик издалека подозрительно оглядывает полыхающее в ночи ведро. Все работает. Ура. Ужин готов. Приятного аппетита.
Теперь очередь проверки автономки: первая ночь ее настоящей работы. Она отлично справляется с обогревом машины: на улице градусов 15 мороза, а у нас почти 20 тепла, а если включить ее на полную…..

По утру понимаем, что снегопад нас не отпускает. Раскопав хомячка стартуем дальше.


Пока особых проблем с заводкой нет, несмотря на то, что аккумулятор не поменян. Для пущей уверенности в батончике стоит запасной. Пьем чай из термоса, попутно рассуждая о том, зачем на крышечку термоса изнутри приделана дырявчатая пластиковая колба. Перебрали все физические процессы, пока при очередном выбрасывании распаренных листьев чая из термоса не поняли,  что она предназначена всего лишь для насыпания заварки. Смеялись долго.

Перекусив, катимся дальше.

Дороги все в снегу, местами ничем не посыпанные, нажимать на тормоз просто страшно. Метет поземка.



А вот и первые посетители кюветов. Ага, московские номера… свои и издалека. Не повезло девушке – лопнуло колесо и она оказалась в кювете. А ведь я помню, насколько аккуратно она шла, когда обгоняла нас. Благо, из потерь на поверхностный взгляд – разбитая противотуманка и немного потрепанный бампер. Помогли вытащиться и завестись. Муж девушки расстроено меняет колесо.

Едем дальше. Холодает и пуржит. В Сясьстрое останавливаемся у магазина, чтобы купить себе новогодние подарки к праздничному столу - не известно, будет ли дальше возможность заехать в магазины и будут ли они работать.


А вот и Карелия. Здравствуй!


Уже на подходе к Петрозаводску очередной посетитель кювета. Этот просто летчик, но торчит, видимо, уже давно: подъезжаем одновременно с эвакуатором. Выяснив, что справятся сами, едем дальше. Ощутимо похолодало – уже как минимум -20С. Вероятность попасть хотя бы в Мурманск к Новому году все меньше и меньше. Доезжаем почти до поворота на Гирвас и встаем на стоянку. Ночуют одинокие фуры. Билайн на грани исчезновения.


А вот и первые ошибки от усталости. При розжиге горелки на бензине чуть ее не спалили: изначально дали слишком много бензина, а потом я путаю лево с право и вместо уменьшения подачи топлива его добавляю. Обошлось испугом: изобретенное ведро – отличная штука.

Наступило 31-е. Интересно, куда успеем доехать?

Снова начался снегопад, идет большой поток легковушек, опаздывающих к Новогоднему столу. Солнце заметно ниже, день короче. Красота – неописуемая. А вот дорога…. Карельский участок Колы  - бодрое развлечение. О, камешек родной-милый из дороги торчит. Значит, точно Медвежьегорск.


Количество населенных пунктов на дороге уменьшается и расстояние между ними растет. А на улице холодает и холодает.


Некоторые из опаздывающих слишком сильно спешат и, как результат, оказываются в кювете. Работаем Дедом Морозом и Снегурочкой в очередной раз.
Первому здорово повезло: Рыжий поглумился, но решил просто напугать. Рыжий - это дух дороги, добрый, но с очень своеобразным чувством юмора. Обижать его нельзя. Термин изобрели друзья-автостопщики. А ведь и впрямь он существует. Питерец спешил куда-то за Сегежу и вылетел в кювет, километрах в 50-ти от поворота на нее. Снег в кювете был мягонький, а глубина – по пояс. Вытащили. Обнаружили, что заблокированы колеса. Долго тормозили, в чем дело, даже уже думали оставлять машину, пока не сообразили – затянут ручник и парень на нервах забыл его отпустить. В остальном – ни царапины. На всякий случай предлагаем ему ехать за нами в нашем «стариковском» исполнении. Изрядно напуганный, он радостно соглашается и уже без приключений доезжает до нужного ему места.

Темнеет, снегопад усиливается, машин становится меньше, сеть пропадает вовсе. В 8 вечера очередные посетители кювета, на этот раз перед Кемью: у Гранд Витары лопнуло колесо. Этим повезло меньше – вдоль обочины растут деревья и машина собирает часть из них. Хотя деревья уже северные, т.е. тонкие и больше похожие на кусты, повреждений у машины изрядно, к тому же кювет с крутыми скосами и машина полулежит на боку. Но все, слава Богу, целы. Мерзнущие гайцы с радостью принимают предложение о помощи -  эвакуатор явно не спешит с прибытием, а на улице тоскливо да и новогодний стол под угрозой. С некоторым недоверием разглядывают мою оранжевенькую курточку. Зато очень быстро проникаются уважением, когда выясняется, что ее на дороге видно лучше любых знаков аварийной остановки. Слаженность действий при размотке лебедки вызывает дополнительный интерес. Старший откровенно заинтересован нашим батоном. Разматываем лебедку, цепляемся. Ничего не получается – дорога представляет собой каток и батон просто тащит в кювет. Ломаем голову, что делать. Идут в ход все имеющиеся лопаты, чтобы очистить склон, и даже топоры, чтобы убрать деревья по пути вытаскивания. Попытка дубль N. Витара сидит крепко -  одной машиной выдернуть никак не выходит, хуже всего, что она еще и пытается совсем сползти на бок. Благо, участие в операции по спасению принимал еще и Паджеро: ему тоже нашлась работа – якорем. Выдернули раза с третьего, по иронии судьбы тут же нарисовался эвакуатор. От денег ребят мы отказались, а вот шампанское взяли в надежде, что это будет последняя наша работа Дедом Морозом и Снегурочкой в уходящем году.

Теперь надо попытаться доехать хотя бы до Полярного круга к Новому году. Но не судьба. Дорога около Лоухов – одни предлоги, если убрать существительные. Где-то прочитала, что Лоух – это какой-то злой саамский дух (хотя, по-моему, у них основная масса духов - злые). Как место назвали, так оно и едет.
Усиливается метель.
Где-то минут за 20 до Нового года видим стоящую на стоянке фуру. Решаем не мешать им и едем дальше. Вдруг, успеем.
Уже без 10-ти минут Новый год, до Лоухов километров 15.
Останавливаемся на 993 км трассы, чтобы встретить Новый год. До Мурманска 412 верст. За бортом около 20 градусов мороза.


Достаем честно заработанное шампанское и фейрверк.


В 12 ровно запускаем салют, делаем по глоточку шампанского и моем колеса машинам: в Лоухах пост ГАИ и потерять права на новый год из-за запаха вовсе не хочется. Правда, когда мы туда подъехали, никто нами так и не заинтересовался.
В пять минут первого мимо проезжает та самая фура и приветственно нам бибикает. Ура. 2010 год наступил и мы даже получили первые поздравления.

Где-то к полпервому подъезжаем на стоянку в Лоухах. О! Есть Билайн. Мы даже можем поздравить всех с Новым годом. На стоянке стоит одинокая фура, рядом с ней в пузотерке спят два мужика. В кафе во всю идет празднование. Когда я вошла туда, на меня посмотрели обалдевшими глазами. Решаем, что готовить самим после насыщенного Новогоднего развлечения не охота, берем у них гречку с котлетами, накрываем праздничный стол в батоне и отмечаем Новый 2010 год.


Посидели и легли спать. Вот и настало время проверить наше снаряжение. Рыжий продолжает глумиться. Просыпаюсь от отсутствующего привычного поклацывания насоса автономки. Толкаю Димку в бок: «Звука нет». Он лишь сонным голосом бормочет «угу» и продолжает спать дальше, просто укрытый спальником. Деловито поглубже упаковываюсь в свой. В машине ощутимо холодает. Мне – тепло, хорошо. Спальники – что надо. Часа через два вижу картину: муж сидит с мануалом от печки и недовольно его изучает. Еще через полчаса раздается знакомый клацающий звук. Просто вылетел предохранитель от тряски: пять минут пассов и печка заработала.


« Последнее редактирование: 01 Февраля 2010, 15:46 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику


Часть вторая (продолжение)

На утро первые развлечения с заводкой: обе машины бастуют. Но против этого лома у нас есть свой прием – запасной аккумулятор. Ха, вот только подвох небольшой есть: задняя дверь батона намертво примерзла. А аккумулятор за ней. Разбираем кровать, чтобы добраться до нижнего яруса.
Пока идет процесс заводки машин, бегу за завтраком в кафе – традиционная гречка с котлетами. На десерт – праздничный пирог с химическим лимоном.


Задняя дверь батона сильно обмерзла: открываться не желает ни в какую, толстый слой льда даже внутри машины. Достаем паяльную лампу. Не самая лучшая идея. В результате развернули трубу автономки к дверям и достали самую большую отвертку, чтобы откалывать лед. Через час дверь открылась.
Мужики из машины проснулись и вяло чинят фуру: оказалось, поломались. Долго ходили кругами и пытались зазвать меня погреться в их мастодонте. Потом любопытство пересилило и они подошли к нам. Всё удивлялись, как это мы не померли в батоне от холода, недоверчиво оглядывая неожиданную парочку в царстве «Больших Братьев».

Минута к минуте и световой день закончился. Как раз самая пора выдвигаться дальше. Традиционный рыбник с палтусом в Тэдино, полбулки хлеба в качестве угощения собакам и вот мы пересекли Полярный Круг. Солнце для нас не взойдет еще десять дней. По колено в снегу пробиваем тропинку к знаку, чтобы отметиться. Фотоаппараты стремительно замерзают. Мы тоже. Быстренько отфотографировались и привязали традиционные ленточки – чай, полярный круг в полярную ночь пересекаем первый раз.


Ага, вот и снова развлечение: на этот раз с проводкой у батона. Исчезает свет. Нашли соплю, но в условиях бодрящего ветра Арктики починить будет сложно. К тому же к рабочему состоянию скрутку можно вернуть движением пальцев. Решаем ехать дальше. Если в Тэдино было -18С на градуснике, в Зеленоборском уже похолоднее.


Лезем в горы. Что-то все как-то странно – машины не едут. Останавливаемся. Ага, так это всего лишь температура упала: судя по хрусту курток на дворе где-то -30С и это мерзнут мосты и двигатели. Бедный батон мерзнет совсем, хомячку полегче. В гору приходится лезть следующим образом: батон медленно телепается наверх, хомячок ждет внизу, пока тот залезет, и потом бодро его догоняет. На дороге редко-редко появляются машины. Полноликая луна провожает внимательным взглядом сумасшедшую парочку. Виды – неописуемой красоты. Звезды как бриллианты усеяли небо, снежные вершины освещаются луной, низкие деревья, усыпанные снегом, стоят как свечки. Белым-белым снегом. Боже, я такой снег вообще видела? Звенящая тишина. И никого нет, кроме нас! Ну, пожалуйста, Небесная канцелярия, включи северное сияние!!!!


Первоначально была мысль встать в Мончегорске. Однако после спуска с Хибин обнаружили, что там -24С. Че-то не очень хочется вставать….


В Мурманске должно быть потеплее. Потянули дальше. Засоряя эфир восторженными возгласами о красоте ночных пейзажей, дотянули до Пушного. Там -27С. Брррр. Нет, надо драпать. Еще часа через два дошли до Мурманска. Полчетвертого утра. Ура! Мы прошли первый этап, 1895 километров позади. С Новым годом, Мурманск!


 
Сделав круг почета по городу, обнаружили, что свободных мест в гостиницах нет. Решили вставать на стоянке около заправки на въезде в Мурманск. По крайней мере, там мы в условиях автономки можем находиться почти бесконечно. Довольные легли спать.
« Последнее редактирование: 27 Января 2010, 20:00 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику


Часть третья

Мурманск. Долгожданные встречи

Самым счастливым человеком, услышавшим наши голоса по телефону с утра, был, наверное, Андрей Пашков. Эти психи добрались целыми и невредимыми.
Градусник на заправке показывал -22С, но нас обнадежили: как минимум у вас там -28С, -22 это у нас внизу, в теплом уголке города. Так что не верьте глазам своим.

Машины снова решили бастовать: на этот раз всерьез. Хомяк совсем отказался что либо делать, даже двери открывать толком не хотел – пневматика на дверях превратилась из мягкой и приятной в бодрое развлечение с применением силы.
Попытались сказать, что сейчас подъедем, только вот машины заведем….. Андрей не дал даже договорить, сразу побежал к нам. Пока мы медленно и печально пытались завестись, он был уже тут. Подъехали еще ребята. Ни прикуриваться, ни еще как машины не желали. Оставленные на улице провода прикуривателя ломались с веселым хрустом. Единственно, кто не забастовал, это бензогенератор. Завелся сразу. Переноска висела на одном месте и все боялись ее трогать: провода ломались от любого шевеления. Штекер одной из переносок уже отвалился.

Тем временем температура воздуха падала. Градусник уже показывал -24С, соответственно, было уже явно под -30С.

Что-то у меня с пальцем на ноге не то… Дай-ка я унты напялю. Вроде легче, но все равно как-то странно. Ладно, разберемся позже.

Андрей быстро нашел эвакуатор и место в теплом гараже. Хомяка оттащили на веревке, батон позорился на эвакуаторе. Правда, полгорода машин также катались на веревках или эвакуаторах. Это немного успокаивало. Когда я ехала в вымерзшей машине на веревке, чуть не осталась без рук. Пока пальцы болели, я была относительно спокойна. Зато когда осталось немного до гаража, обнаружила, что пальцев больше не чувствую. Пришлось срочно заменить меня за рулем. Руки были спасены вовремя.

Для заводки батона на морозе нам не хватило буквально еще часика развлечения: возник третий свеженький аккумулятор, купленный тут же на заправке, паяльной лампой был уже разогрет картер…. Но, видимо, наш «морозный» энтузиазм мало соответствовал настроениям жителей Арктики: по прогнозу обещают завтра еще холоднее, марш в теплый гараж и немедленно! Похоже… оптимистичный прогноз RP5 не работает. Будет все, как у Гизметео.

Машинки медленно оттаивали под тепловой пушкой. Видимо, первый экзамен на подготовку к морозилкам мы почти провалили.

Открытие капота хомячка на свету показало, что в метель туда здорово намело снега. Весь аккумулятор сидел в глыбе льда. Еще бы он заводился. Глыбу размораживали строительным феном. Через часик аккумулятор проявился.
К тому же масло в двигателе явно не соответствовало условиям окружающей среды. Нужно было  его срочно менять. Сделать это можно будет только через день. А до тех пор придется прятаться от морозов.

Пока отогревались и заводились машины, я быстро починила провода и переноску.

Наши попытки отказаться от гостеприимства были отвергнуты и мы впервые оказались в теплом доме за последние несколько дней.

Палец на ноге вел себя странно. Болел и болел. Осмотр показал, что на пальце холодовой ожог. В чем же дело? Ботинки вроде бы теплые. А вот… за время дороги в подкладке протерлась дырка. Наказание за невнимательное отношение к одежде и обуви последовало незамедлительно. Арктика – суровый учитель.

Решение проблем со связью

Срочно нужно было заиметь Интернет и местную симкарту. С телефоном проблем не возникло, зато с Интернетом... сплошная печаль.
Покупая 3G модем, будьте очень внимательны с этим вопросом.
Долго выбирали (если учесть, что свободного времени была пара часов, то, конечно же, мы просто спешили как угорелые и подошли к вопросу несерьезно). Мегафон вроде бы не хвалили…. МТС – не то покрытие. В нужной нам точке будет только Билайн или Мегафон.
Мальчик в магазине уболтал купить Билайн. К вечеру Интернет не появился. Оказалось, что в отличие от телефона при покупке модема надо еще и денег на счет положить, о чем мальчик нас забыл предупредить.

Списание средств происходит один раз в сутки. И чтобы Интернет активировался, нужно, чтобы ночью эти средства были. Поскольку мы об этом не знали, в первый день после покупки модема мы были по-прежнему без Интернета.
На второй день получилось еще смешнее: нужно, чтобы на счете лежало 100 рублей. В красивой книжке долго и нудно рассказывается, как легко вы можете пополнить баланс мобильным переводом. Перевожу – не проходит. Ни с предоплатного телефона, ни с постоплатного. По возникающим вопросам предлагается сходить на сайт Билайн. Издеваются они, что ли?....

Поскольку я давний пользователь Билайна, я имею какие-то привилегии. На самом деле, единственная привилегия – это быстрый дозвон до оператора. Ну, и то, слава Богу.
Оператор мне рассказывает, что мобильный платеж возможен только после того, как израсходуются 300 рублей на счету. В книжке об этом ни слова. Подробности, видимо, опять надо искать на сайте. Второй день тоже остаемся без Интернета.

На следующий день попросила положить 100 рублей, а человек не обратил внимания на комиссию в 10 рублей. К вечеру, на момент списания, лежало 90. Интернет не подключился. Ждать еще сутки.

Три самых важных дня мы сидели без Интернета. В наиболее важные моменты, когда нам нужно было жизненно важно смотреть прогнозы погоды из-за этой дурацкой системы нам пришлось пользоваться выручалочкой в виде друзей, смотревших за нас прогноз и славших нам его смс-ками. Смена масла в машине произошла тоже под консультацию Гали, потому что посмотреть мною же вывешенную табличку масел мы не могли никак. Видит око, да зуб неймет.

Но хватит о печальном и моем все более растущем разочаровании в Билайне. Переходим к самому интересному.
« Последнее редактирование: 27 Января 2010, 17:53 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику


Часть четвертая

Штурм Мустатунтури. Попытка номер один.

На утро 3 числа мороз закрепчал. Градусник показывал -30С, зато не было осадков. Надо выходить на перевал, но у нас еще не готов батон. Проходимость перевала под сомнением. Нужно принимать глобальное решение, что мы делаем дальше.
Ломали-ломали голову и решили вначале быстро смотаться на Титовку, чтобы глянуть, а что там вообще. Благо, машинки ночевали в тепле и хомячок завелся, несмотря на несоответствующее масло. На всякий случай нагрузили аварийного барахла и помчались. Точнее, поплелись. Хомяк отчаянно мерз. Масло не то, двигатель мерзнет, мосты тоже. Кое-как доплелись 100 км до поста на Титовке. На момент выхода там было -33С, зато дорога еще оставалась расчищенной. Доскакали до Пьяного ручья и полезли дальше.


На середине южной стороны начались первые переметы, но зато стало теплее градусов на пять.


Дошли до более-менее больших переметов, поняли, что батон спокойно пройдет. Была шальная мысль пойти вперед на хомячке, но мы пожалели машинку: пластик на морозе явно чувствовал себя не в порядке. Ободрать обвес было очень реально: дальше переметы были куда более глубокие и бампером вполне их можно было бы покопать. К тому же у хомяка нет понижайки, а трофиться, возможно, там придется в полную силу, да и с таким маслом лазить на коварный перевал просто идиотизм. Хотя в целом пока хомячок показывал отличные внедорожные способности. Пожалели, что не успели подготовить Ниву на дальнюю поездку: на ней бы точно полезли дальше.
Помчались обратно за батоном, который в это время проходил ТО в заботливых руках Андрея Пашкова.


Примчались, снарядили батона в путь. По идее нужно было бы выходить сразу, но в холод быстро накапливается усталость и мы могли наделать массу фатальных ошибок. Нужно было поспать. Сверились с прогнозом, Гизметео обещал морозилку еще большую, RP5 – потеплее. Зато нет осадков ближайшие сутки по обоим прогнозам. Значит, можно немного поспать.

Штурм Мустатунтури. Попытка номер два.

На утро в Мурманске было на пару градусов холоднее. Андрей дал напутствий и мы отправились в путь.
Когда проезжали Западную Лицу, ощутимо повеяло холодом. -37С на Титовке показались просто жарким краем. Видимо, там было за сорок.

Поскольку у батона самое холодное место – штурманское, вот тут и пригодились советы и расспросы всех, кто имел дело с севером. Никогда не думала, что прокладки, подложенные в унты действуют настолько быстро и хорошо. Подмерзающим ногам сразу стало тепло: образовавшийся удобный индикатор холода в виде подмороженного пальца быстро успокоился.
Но сидеть в машине было не жарко. Да и машине было не очень весело. Система картонок, закрывающих радиатор, спасала более-менее двигатель, но мосты мерзли катастрофически. Машина едва плелась.


Когда заходили на перевал вновь, пограничники уже, видимо, стали ставить на нас ставки.
Заходим на дорогу, как-то машина совсем плохо идет. Хомячок тут скакал резвенько, а батоныч – ну ни в какую. И попа гуляет. В чем дело-то? Едва дотащились до Пьяного ручья. Полезли на первые переметы и сели. Нет, так не бывает же!!!! Ага, а вот и причина. Передний мост не подключен. На морозе попросту развалился хаб и передний мост не подключается. Мы все это время штурмовали перевал на моноприводе…. :( Ну, елки-палки…
Откопались.
Что делать? Чиниться? Температура явно упала еще. Переломаем все ключи, а толку может и не быть.... или винт какой лопнет?.... Неужели Тарапунька станет победителем в этой гонке?
…… А оперативный прогноз погоды еще пока не доступен. Интернета все нет.
На нас глядели холодные равнодушные звезды – им не было дела до наших страданий. Рыбачий нас явно не хотел в этом году.


Откровенно переживавшие за успех нашего дела пограничники тоже расстроились, когда мы вышли с перевала так скоро.
Почти со слезами на глазах приняли решение возвращаться в Мурманск в теплый гараж. Нас уже ждал волнующийся Андрей. Раскрутили хаб… мертвый. Андрей где-то в запчастях нашел старый и его воткнули на место умершего. Раскрутили и второй. Мда. Солидол замерз до состояния камня. Не удивительно, что мост не подключился. Все отогрели, прочистили, прокрутили. Гм, понятно… передний мост на севере надо подключать в тепле или при помощи паяльной лампы, а лучше всего включать его осенью и выключать исключительно
летом. Но день был потерян. Выходить на перевал снова было невозможно – мы здорово устали. Нужно было ложиться спать.
« Последнее редактирование: 27 Января 2010, 18:02 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику

Часть четвертая. Продолжение.

Штурм Мустатунтури. Попытка номер три.

Пятого января рано утром вскочили, помчались в гараж за машиной. Нужно было успеть зайти на перевал до рассвета, а ехать до Титовки 100 км. Последняя отчаянная попытка. Изрядно потеплело - на штурманском месте уже можно было ехать без рукавиц - и это сильно печалило. Над Западной Лицей курился подозрительный туман. Грустно. Все предвестники метели в наличии.


По дороге нас обгоняет подготовленный красный Паджеро с московскими номерами, бибикаемся… Ну, наверняка же в Титовку.
Подъезжаем и видим чернильную тучу над Мустатунтури. Да, время мы упустили. Запуржило. Пограничники, уже опознавая нас сходу, говорят, что на перевал зашли две московских машины.
Снег валит хлопьями с пятикопеечную монету. У нас есть пара часов на все про все. Дальше перевал станет непроходимым вовсе. Только заезжаем – одна из машин навстречу. Ага, почти земляки. Из Одинцово. Говорят, что видимость ноль, следы заметает тут же. Но мы об этом все знаем. Да, нам не показалось, что вчера были еще одни следы: они вчера тоже заходили. Вот у них и был самый большой шанс дойти до Озерка. Интересно, почему они повернули назад? Вчера проход был куда более реальным. Пока не знаем этого до сих пор.
Ребята дошли до первого крупного перемета и вернулись назад.
UPD. Оказывается, ушли в Мурманск за дополнительным снаряжением для штурма после того, как провалились в перемете.

Звоним в Озерко:
- С новым годом! А не починили ли вы свой бульдозер?
- Нет.
…..Было бы странным думать, что да… кому он нужен в праздники….
- Как здорово, что вы не пошли в этом году, такой зимы не было много лет!!!
- Да, но мы на входе на перевал….
- Мда… Боюсь, что вам не пройти. Сегодня у нас сильно мело. Вчера ходили на снегоходе до памятника, машиной там делать нечего.
…….Вот теперь настоящее мда. Не успели.
- А когда планируется следующая расчистка перевала?
- Ну, числа 25-го. К смене.
……. Да. Столько времени у нас нет. Придется сделать тренировочный заход, потому что разворачиваться, так и не попробовав, просто обидно. Мы все же поедем посмотреть, что там за страхи.

Встреченным ребятам тоже обидно и они решают еще раз сходить на перевал с нами. В две машины все же спокойнее. Правда, лебедки у них вроде бы нет, зато там два взрослых мужчины и один достаточно взрослый мальчишка.

UPD. Лебедка была. Мы ее просто не заметили.
UPD. UPD. Ребята оказались из Ногинска. А у меня записано, что из Одинцово. Каким образом Одинцово оказалось в записях - непонятно.

Нам запас времени известен и точки возможных разворотов тоже известны.
Где-то на полдороги к Пьяному ручью встречаем идущий навстречу красный Паджеро. Они дошли до чуть выше ручья и пошли назад. Снова повалил снег. Рубиться никто не захотел, и мы остались в гордом одиночестве.


Потихоньку пошли. Ага. Пока переметы образуются примерно за час. Засекли время.


Достаточно легко проскакали до Пьяного ручья. Отзвонились Андрею. Пошли дальше.
Вот и переметы. Ничего, проходим. Ура, батон все-таки прошел место, до которого дошел хомячок. Не опозорился.
А вот и тот самый, до которого дошли одинцовцы. Лезем? Лезем. Время на возврат еще есть, снег прекратился, туча не густеет.
Полперемета проходим и садимся. Хорошо садимся. Бодро выкапываемся. Еще чуток усилий и мы на другой стороне перемета. Едем дальше. Снова садимся. Выкапываемся, но достаточно быстро. Вот и последнее место разворота перед другой стороной хребта. Последний подъем и мы будем там. Но надо ли? Темнеет. Ветер. Значит, переметы увеличатся. Слева под обрывом предупреждающе лежит к верху колесами буханка. Летом ее там вроде бы не было… Значит, недавняя.
Пошли пешком смотреть, что там. Там еще хуже. Да. Без бульдозера это максимум того, что мы можем сделать в одиночку. Нужно возвращаться.


Раскрутились на узенькой площадке без проблем: сказалась отработанная слаженность действий нашей команды. Пошли обратно. Темнело. Местами не было видно следов прошедших туда-обратно трех машин, но брустверок еще давал ориентир центра дороги.


Да, полностью подготовленные мы не смогли взять перевал, хотя и смогли дойти дальше всех и вернуться без вызова помощи.
« Последнее редактирование: 29 Января 2010, 01:19 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику


Часть пятая

Безумная идея

Всю обратную дорогу не покидало чувство какого-то позорного бегства…
По возвращению в Мурманск погрузились в тяжелые раздумья. То ли домой ехать, то ли придумать еще что-нибудь. Что-нибудь придумать означало найти снегоход.
Две машины, которые теоретически нам бы дали, печально стояли в углу, пыльные и сломанные. Осталось попробовать купить снегоход и рискнуть пройти на нем. Единственный продававшийся был Буран. Решили посмотреть, что это за зверь. Приехали. Старичок был вполне ухожен, хозяин адекватен, к Бурану прилагалось еще полбурана запчастей. Жаба душила, однолыжевый снегоход не совсем подходил для наших целей, но это был единственный способ сделать еще одну попытку. На что-то другое финансов все равно не хватало. Решились. Берем его.


Осталось успеть оформить сделку. Седьмого Рождество и нотариусы не работают. Перед покупкой на всякий случай сразу же нашли покупателя. Если мы не захотим его тащить с собой или не найдем способ как это сделать, то продать его сможем. Посвятили день отдыху и перепаковке снаряжения.

Восьмого с утра оформили сделку, доставили Буран в гараж, который нам любезно предоставили Андреи. Поверхностный осмотр. Вроде бы все в порядке. Подготовка саней. Судорожно ищем способы доставки снегохода на Титовку.

Некий человек, который мог перегнать Буран туда-обратно в батоне, в который тот влазил, начал морщить нос, рассказывать об огромных переметах и непроходимости дороги. Мы на него смотрели странными глазами. Эту дорогу мы ходим не первый раз и сказки явно говорили о том, что человек попросту не в курсе. Либо он, как и другие, перепутал Титовку с Териберкой.

Стали искать грузовое такси. Странно, но в половине случаев служба такси тоже путала Териберку и Титовку. Какая-то непонятная путаница…. Они ровно в противоположных направлениях, ну, да ладно. Пара часов поиска выдала совершенно отличный вариант (если надо, дам контакт). Совершенно адекватный человек по имени Евгений за вменяемую сумму нас туда доставит.

Попутные развлечения

Пока мы отчаянно месились на Мустатунтури, Андрей Пашков привел в порядок хомяка: поменял ему масло, проверил ходовую и провел ТО. Стало гораздо легче жить. Наученные горьким опытом таскали постоянно запасной аккумулятор вместе с ним. Утром, если не завелись, бодро вытаскивали теплый аккумулятор из дома, прикуривались и ехали куда нам надо. Одного общения с местными таксистами нам хватило, чтобы не забывать аккумулятор где попало.

Штурм Мустатунтури. Попытка номер четыре.

Потеплело. Уже было -15 градусов.
9 января в 9 утра прогноз погоды был мало благоприятен. На десятое ожидался резкий скачок температуры до нуля, а значит снегопад.
Как обычно, RP5 обещал температуру повыше, Гизметео – пониже. Вот теперь бы нам эту температуру пониже. Как покажет практика, на этот раз сработает неблагоприятный для нас прогноз от RP5.
Контрольная заводка снегохода и начинает пушиться стальной тросик. Надо было придать этому гораздо большее значение.
Погода пока была хорошая. Не очень холодно. К рассвету подъехали к Титовке. Погранцы уже ничему не удивлялись. Евгений помог нам выгрузиться и уехал. Это было печально, потому что мы не могли избавиться от лишнего по факту барахла, просто оставив его в машине. Правда, его оказалось немного.


Запаковали сани, стали заводиться.


Очередной рывок и тросик остался в руках. Ммать..  Бодрая разборка кикстартера. На морозе мотор не очень-то хотел запускаться. Тросик постоянно обрывался и, наконец, от него осталась одна стальная жила, которая незамедлительно начала пушиться тоже. Еще один рывок и обломился кусок возвратной пружины. Зато бодрая сборка-разборка стартера позволила более-менее правильно и адекватно скомпоновать загрузку саней и снегохода, показав нам, что надо иметь в легком доступе, что необязательно.

Вместо тросика приделали заботливо запасенную веревку. Главная проблема заключалась в том, что ее хватало на два-три рывка. Еще хуже было то, что в любой момент мог обломиться остаток возвратной пружины.

Солнце быстро двигалось за горизонтом к полному закату. Выйдет из-за горизонта оно только через два дня. Пока наблюдаем красивейшую подсветку облаков.

Наконец завелись. Полсветового времени мы потеряли. Ладно. Пошли.

Несмотря на все ухищрения, сани все равно получились слишком высокими. Сидеть на них было равнозначно поездке на лошади без седла. Сразу вспомнились уроки верховой езды, которые мне давала моя племяшка. Первый адреналин и недвусмысленный намек на более внимательное отношение к осторожности произошел на водопаде. Недостаточно сбросили скорость и чуть не улетели со склона, как раз к памятнику погибшего десантника. Повезло, все обошлось.

Снега явно прибыло, причем абсолютно не нужного нам пухляка. Начались переметы, которые существенно выросли: теперь они были гораздо выше колена. Периодичность гребней – от двух до пяти метров. Управляться с санями и однолыжным снегоходом по таким переметам оказалось тяжко. Границы дороги периодически было не видно совсем. Слишком редкие вешки давали слабое понимание о точном ее местоположении.

Навстречу прошел снегоход. Двухлыжевый. Мы тихо позавидовали.

Буран плохо держал холостые и периодически глох. Первый день мы не смогли совладать с ним до такой степени, чтобы заводить его с полпинка и упорно собирали-разбирали стартер. Под конец это занимало буквально пять минут.

Начались высокие косые переметы на склонах. Буран садился, а сани своим носом врезались в гребни, якоря снегоход намертво. Стало очевидно, что данный вариант саней категорически не подходит в данном случае. Но других у нас все равно не было.

Бодро выкапываясь почти через раз мы перли наверх. В какой-то момент все мертво село. Пришлось отцеплять сани. Вот и пригодился топор в тундре. Усилился ветер – верный признак смены погоды. Прогнозы не врали. Для начала очередная разборка кикстартера. Опа. Фиксатор троса – маленькая железная бобышка – отлетает ровно в дырочку откинутого сиденья и пропадает в недрах поролона. Достать ничем не получается. Взгрустнули о магните. Помянули пинцет. Так погоди! он же у нас есть. В аптечке. Разобрали сани, и через минуту бобышка уже была водружена на положенное ей место. Ура.

Стемнело совсем. Собрали сани. Завели Буран. Сначала Димыч отъехал слишком далеко. Троса не хватило, зато обнаружилась неучтенная небольшая терраска и появилась накатанная дорожка через переметы прямо к ней. Вернули Буран назад. Подцепили сани тросом и буквально выдернули их из сугроба. Затащили на терраску. Прикинули по GPS место следующей. Далеко. Надо становиться на стоянку здесь.

Вот и пригодился взятый с собой бензогенератор. С замиранием сердца дернули ручку стартера. Вжик – и он работает. УРАА!!!! Хоть что-то у нас работает без проблем. Осветили площадку, легко поставились. Ветер тем временем усилился и начался снег. Теплело подозрительно быстро. Черт, теперь работает прогноз RP5.

Пока я расставляла палатку и обустраивала гнездо, Димка топил снег для получения воды и пытался приготовить ужин. Оказалось чисто мужским развлечением. Тушенка замерзла в камень. И что мы пельменей-то не взяли???


Расстановка лагеря с установками оттяжек заняла то же время, что и готовка ужина. Взятый с собой флажок на палке оказался крайне полезным. В темноте он работал ориентиром временной складки вещей, потом становился удобной подвеской для переноски, играл роль измерителя скорости ветра и в конце работал палкой для оттяжки.

Фотографировать получалось плохо: техника быстро замерзала, а пар изо рта тут же превращался в лед на передней линзе объектива. Не дышать же при съемке было трудно.

Наш лагерь представлял собой сплошные Бураны: Буран железный и Буран матерчатый. И оба желтые. С палаткой мы не прогадали. Конструкция палатки действительно обладала замечательной ветроустойчивостью: стояла как влитая даже без кольев. Но, зная коварство местной природы по лету, колья и оттяжки мы все ж таки поставили. На всякий случай. Не могу сказать, играли ли они какую-либо роль: едва забравшись в спальники выключились.

Первая ночь на снегу. Не тонковаты ли коврики? Ну, уж нет. К экипировке подошли правильно: к утру я начала в своем спальнике вскипать. Вот и пригодились все молнии и возможности делать вентиляционные отверстия. Спать стало гораздо комфортнее.

Когда проснулись, болело все – натаскались вчера прилично. Отморозили кашу и попили чаю, запасенного с вечера. Пока завтракали, в котелке топилась очередная партия снега.


Поднялся ветер. Пока несильный. Ровно за границу перевала зацепилась чернильная туча. Стало понятно, что таким темпом до Озерка мы будем идти как минимум еще день, а то и два, а до Вайда Губы еще дольше.


Чтобы протащить сани, нужно будет сперва укатывать переметы и только потом таскать груз. Мда. Сани нужны другие. И очень хочется еще одну мужскую силу. И еще один снегоход. Ага. Мечтать не вредно.


Задумались.
- Давай-ка глянем, что у нас там с расходом бензина?
- Ого. 20 литров на 20 км. Взятого бензина может не хватить. Если дорога будет такой же по всей длине, то на 120 планируемых нам бы еще парочку канистр.
- Когда мы там вернемся-то?....
- Мда… не быстрее, чем через неделю….. Как раз к починке бульдозера…..


Тем временем туча над границей перевала наливалась чернотой, а Бураныч решил бастовать всерьез: заводиться мы не желали ни в какую.


Порвали уже с десяток веревок, столько же раз перебрали кикстартер. Полсветового дня уже прошло. А вот и те самые загадочные «ливневые осадки». Понятно, что это. Это ледоснегодождь. Все моментально обледеневает. Очень неприятно, особенно на лице и на карбюраторе.

В голову лезут мысли о возможности починки снегохода в Озерке. Вариант сомнительный. У них все Ямахи и еще что-то иностранное. Вкрадчивый тихий голосок разума шепчет: «А если доломаем возвратную пружину?»

В качестве отдыха от реанимации Бурана пошли на разведку пешком. Хы… Следов вчерашнего встреченного снегохода уже не видно, а переметы еще выше. Тем временем поземочка с «дождиком» усиливаются. Темнеет. Может, из-за надвигающейся тучи, но и «день»-то уже тоже подходит к концу.
Голос разума стал громче:
- Палаточку с утра выкопали из снега?
- Угу.
- Лыжу уже сегодня выдергивали изо льда?
- Угу.
- Саночки вчера из переметов как, не достаточно повытаскивали?
- Угу.
- Там гребни повыше будут. А сани в волокушу не превратятся.
- Угу.
- А как вам перспективочка завтра раскопать околевший и обледеневший Буран, намертво вмерзший теперь уже всеми гусеницами и лыжей в сугроб? Сегодня до нуля будет к ночи, а вот завтра до – 10С. Снежок точно будет…. И ветер обещают…
- эээээ….
- А его еще надо будет завести… Да и пружинка как там? Не болеет?

Попахивало шизофренией. Нас явно стало четверо. Переговоры с разумами явно затягивались, а их позиция крепла со скоростью надвигающейся темноты и усиливающегося снегопада.

Тем временем на снег полетела очередная веревочка от кикстартера и заснеженные камни огласил рев Бурана вперемешку с бранью. Ну, наконец-то. Посменно карауля курок газа, мы паковали сани. Внезапно оглушило тишиной – Буран снова заглох. Вкрадчиво уже гудела метель между скалами. Заметно потемнело.

Да. Если сможем, все-таки надо разворачиваться. Переговоры закончены. Нас снова двое.

Уныло глядим на кикстартер – опять разбирать!!!!.... Как он надоел!!!!!!!
- А, может, попробуем еще раз дернуть за вариатор. Вдруг сработает?
- Так… где там веревочка была подходящая?

Рывок. О, чудо! Буран заработал!!!!!

Ага. Сани стронуть не можем - снегоход буксует. Хорошо их приморозило. Ок. Для начала отцепим сани. Две кувалдочки, топор – легче легкого. Через 15 минут сани отцеплены.
- Теперь развернем машину.
- Где вот только? Терраска явно маловата.
- Ладно, держи курок, щас я его переставлю.
Еще минут 15 и 300 кг железа повернуты на 180 градусов. Теперь разворачиваем сани. Лыжи вмерзли. Не получится просто так. Разгружаемся. Еще 10 минут. Сани разгружены. Отрываем их от льда. Разворачиваем. Прицепляем к Бурану. …молоточек, ты где?.... Загружаем сани. Пакуем. Поехали.

Дорога, а ты-то где?..... В глубоких сумерках все однотипно ровно белое. Наших следов уже не видно – их замело полностью. Так….
Ладно, этот участок дороги точно шел прямо вниз. Поехали. Через 300 метров обнаруживаем раскопанный вчера перемет. Отчетливо видимый буквально пару часов назад, теперь он едва угадывается.


Да. Мы на верном пути! А вон вдалеке маячит вешка. Значит, дорога идет туда. Но как? Слезаю с саней, иду пешком с фонариком. Уже почти совсем темно. Валит снег. Буран передвигается перебежками по 150 метров по моим следам. Их видно, но недолго. Снегоход периодически глохнет, но чудо-веревочка помогает заводить его с вариатора – горячий он заводится легко. Кикстартер уже разбирать-собирать не нужно. И так почти весь путь до Пьяного ручья. Там проще. Дорога вдоль склона угадывается легко. Жмемся к скалам, но ехать вдвоем уже вполне можно.

Уже в полной темноте вышли к реке. Дорога пошла более-менее нормальная, снегопад оставался за спиной и где-то через часок-полтора мы встали на стоянку недалеко от трассы.
« Последнее редактирование: 27 Января 2010, 20:40 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику


Часть пятая. Продолжение

Поставили лагерь, разморозили под выхлопом бензогенератора бутылку шампанского, припасенную девчонкам-метеорологам на случай удачного прорыва до Вайды Губы. Уже споро и ловко расставили лагерь, приготовили ужин, чай на утро. Сидя на Буране и употребляя шампанское, наслаждались северным небом и пейзажем, освещаемым остатком умирающей луны. Красота сказочная.


Фотографировать толком снова не вышло – объективы замерзали насмерть и в основном получались только сюрреалистические картинки.


Ночью на Озерко пошли трое мужиков с каким-то грузом на длинном Буране с прицепом-волокушей. Позавидовали им и успокоились.
Утром быстро сложились, но Буран снова не желал заводиться.


Тем временем погода ухудшилась. Опять пошел снег и задул ветер. До прихода машины оставалось около часа. Нужно было срочно что-то придумывать. Греть паяльной лампой агрегат с капающим бензином было как-то страшновато. Тут возникла совершенно верная мысль: надо использовать тепло единственного, работавшего без сбоев, агрегата, то есть бензогенератора. Поставили его на снегоход, привязав за ручку выхлопом к двигателю, воткнули фен и сунули его с другой стороны. Все это укутали тентом. Полчаса и снегоход завелся с легкого движения руки. Уффф… на выход.


Часть приключений, связанных с Мустатунтури для нас заканчивалась. Напоследок Арктика нам показала еще одну возможность: на федеральной трассе начали образовываться переметы. Но, поскольку это федеральная трасса, фатальных размеров они достигать не успевают – их чистят быстрее. А вот в сторону Териберки народ, говорят, бывает ждет бульдозера в объятиях снега до недели.
« Последнее редактирование: 27 Января 2010, 18:54 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику

Часть шестая

Возвращение в Мурманск

После успешного и полностью самостоятельного возвращения с Мустатунтури нас ждал теплый прием в клубе. Оба Андрея были рады тому, что мы благополучно сходили туда и обратно и справились с возникшими проблемами без помощи. Даже позавидовали. Если бы не недавняя травма, Андрей Пашков был готов пойти на Вайда-Губу с нами. С ним мы бы точно дошли.

Все, кроме Андреев допытывались, кто же нас приволок, сначала у Андреев, а потом, не выдержав и у нас.
- Ну, и кто их приволок?
- Да никто. Сами пришли.
- Нет, ну кто же их приволок???
- Да никто! Сами пришли.
- Ну, и кто вас все-таки приволок?
- Да никто. САМИ пришли.
- Черт, может, надо им было дать снегоход в аренду….

Тем временем встал вопрос, что делать с Бураном дальше. Стали выяснять пути доставки снегохода в Дубну, а заодно и вентилировать возможность его продажи. Покупатель и его отношение к старичку нам не понравились. Машина явно не заслуживала такого отношения. Да, она старая, требует рук, но она ухоженная, рабочая и к ней прилагается полбурана запчастей, часть из которых совершенно новая. Нашли прекрасную возможность отправить его в Москву поездом. Стоимость доставки составила 1000 рублей. В Москве договорились с друзьями о помощи в доставке в Дубну.
Погуляв по Мурманску, покатавшись по достопримечательностям, приняли решение все же не продавать снегоход, а оставить его себе. Для тренировок.

« Последнее редактирование: 27 Января 2010, 18:57 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику


Часть седьмая

Дорога домой. Мурманск - Дубна

Время отчаянно поджимало. Нужно было успеть домой к воскресенью, чтобы разгрузиться, перебрать-перестирать-уложить все снаряжение и выйти вовремя на работу.
Стартанули домой в четверг около семи вечера, поскольку полдня возились с отправкой Бурана и очередной паковкой машин. Погода была нормальной, снова впереди маячили красные огоньки батона, дорога шла споро. При подъезде к селению с названием Полярные зори небесная канцелярия вдруг все же смилостивилась. Сначала я не поняла, что это, а потом сообразила: вот оно, северное сияние, на горизонте, где-то в стороне Хибин или Ловозерских тундр. Радостные визги не прекращались все время, пока сияние показывали. Жаль, недолго и далеко. Зрелище просто впечатляющее.

Тут же Рыженький решил подбросить еще развлечения. У батончика зажглась лампочка давления масла, а стрелка упала на ноль. Но вроде бы признаков масляного голодания не было. Андрей Пашков тут же нам нашел контакт в Кандалакше на случай ремонта. Мы встали на ночевку с дальнобоями недалеко от Кандалакши, на стоянке рядом с постом ГАИ, где был был магазин с маслами, фильтрами и проч. Решили помариновать проблему до утра, которое, как известно мудренее вечера. С утра поменяли фильтр, на который грешили. Ситуация улучшилась, лампочка гореть перестала, но стрелка периодически падала на ноль. Обнюхав все, поняли, что накрылся скорее всего реостат прибора. Андрей согласился с нами, и мы поехали дальше.


Дорога шла навстречу солнцу: полдня мы наблюдали совершенно феерический бесконечный закат. От красоты наворачивались слезы. Откуда мы уезжаем и куда мы едем? Если бы еще Карельский участок трассы был пригож в плане асфальта, нашему счастью не было бы предела вовсе.


В ночи доехали до поворота на Сегежу. Что-то на улице морозилка -20С, да и место не очень нравится. Поедем-ка мы дальше. В Медвежьегорске нам тоже не приглянулось. Поехали к Гирвасу. На повороте на Гирвас встали на ночевку на дальнобойной стоянке. Отмахав чуть более 600 км, мы почти вернулись к графику передвижения.

Утром до нервной дрожи напугали пристроившийся сзади батон. Димке захотелось утреннего обычного моциона, но одеваться было крайне лень. Он высунул голые ноги в домашних тапочках из машины и обнаружил сзади стоящий батон, а в нем мужика, который буквально открыл рот от неожиданности: на улице было –15С. Ноги убрались обратно и вскоре вылезли уже в тренировочных штанах, но по-прежнему в домашних тапочках. У батоновода явно случился вывих челюсти и, чтобы не травмировать себя дальше подобными зрелищами, он быстренько уехал.
« Последнее редактирование: 27 Января 2010, 19:03 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.

Оффлайн west-wind

  • Клубный гуру
  • ***
  • Дубна
  • Сообщений: 8644
  • Карма: +428/-4
  • Пол: Женский
  • Награды: 11
    • Просмотр профиля
    • http://west-wind.ya.ru/
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ 2010
или
Путешествие Штепселя и Тарапуньки в Арктику


Часть седьмая. Продолжение

На следующий день решили заехать и посмотреть зимний Кивач. Понравился он нам куда больше, чем летний. Красота неописуемая: масляно-тягучий поток воды в ледяных берегах, заснеженный лес. Настоящая северная сказка.


Вдоволь нафотографировавшись, поехали дальше мотать километры. Дорога ухудшилась: начиналась морозилка и она стала скользкой. Рыженький к нам был милостив и вытаскивать народ по кюветам не пришлось. При въезде в Ленинградскую область нас ждал совершенно «очаровательный» приблизительно 15-20-ти километровый кусок совершенно убитой трассы, завершавшийся абсолютно разбитым мостом через Свирь. Пожалуй, по состоянию участок у Лоухов был все же лучше. По дороге туда мы его не заметили, потому что утрамбованный снег сровнял основные неровности. Миновав, с горем пополам, очередной разбитый кусок Старая Ладога – Кириши, в скором времени оказались на Ленинградке. В Чудово все оказалось заполнено и мы протянули до стоянки за Мясным бором. Встали на ночь, поужинали и спокойно уснули.

С утра перекусили в кафе и уже поехали до Дубны. В это время снегоход уже ждал нас дома. Новгородская область была сказочна, за исключением качества дороги местами. Светило солнце, непривычно высокие деревья стояли в снегу, голубое небо отливало пронзительной далью. Ближе к вечеру все это превратилось в красивейший закат: деревья и склоны Валдая окрасились в нежные розовые цвета различных оттенков, небо медленно переходило из светло-голубого в темно-синий и фиолетовые цвета.

Чем ближе мы подъезжали к Дубне, тем холоднее становилось. А в Мурманске тем временем было тепло: всего -3С. Мороз нас в этом году явно любил.

В 22:55 успели вбежать в магазин и купить победную бутылку водки - с 23:00 в Дубне крепкие напитки не продаются. Путешествие в 4376 км было завершено. Мы снова были дома.

Заключение
В результате зимней экспедиции на Кольский мы получили колоссальное количество положительных эмоций и ярких впечатлений, огромный заряд бодрости и уверенности в собственных силах. Конечно, мы не достигли окончательной цели, но набрались наиценнейшего опыта походов в экстремальных зимних условиях и в совершенно различных ситуациях. Арктика нам не дала расслабиться нигде и ни в чем, и я считаю, что мы выдержали ее экзамен.
Если Бог даст, обязательно повторим путешествие с учетом всех ошибок и отпразднуем Новый год на Вайда-Губе :)




====================================

Приложение. Как вел себя хомячок в путешествии

Хомяк вел себя отлично. Проблемы с заводкой изначально были вызваны несоответствующим погоде маслом 5w30. Его заменили на мобил 5w50, что сразу же исправило ситуацию. Дальнейшие проблемы с заводкой были связаны исключительно с недостаточной емкостью аккумулятора, что при наличии двух запасных не являлось проблемой.

UPD. Придется учесть замечание Мити о том, что масла 5W50 и 5W30 на морозе должны быть одинаково вязкими и разобраться в настоящей причине, почему мерзло старое масло. Возможно, проблема в марках масла. Мерзнувшее 5W30 - Castrol, второе Mobil. Также возможно, что у Castrol подходил конец срока использования - в Мурманске планировалась его замена перед выходом назад - и к прибытию туда оно просто "умерло".

В сильный мороз (где-то после -25) мерзли мосты. Возможно, из-за масла. На проверку этого времени не хватило.

При температуре ниже -20 начинала мерзнуть пневматика или что там, регулирующее плавность хода, в дверях. Проливание ВДшкой помогло, но не разрешило полностью ситуацию. Двери ходили с трудом.

Мешало отсутствие возможности направлять воздух на себя и на лобовое стекло. Либо кипели ноги и обмерзали боковые стекла, либо было ощутимо прохладно ногам. Однако в целом машина теплая.

Обогреватель заднего стекла при температуре ниже -20... -22 градусов стекло полностью не отмораживает, что не удобно.
Брызгалку заднего омывателя на форуме уже не раз поминали добрым тихим словом. Поминала ее и я.

После безуспешной заводки в Мурманске 2 января почему-то в мороз перестала набираться положенная температура двигателя без подложенной картонки. До этого стрелка всегда устанавливалась на середине шкалы, теперь ближе к низу, если убрать картонку. В процессе заводки был какой-то щелчок. Возможно, он ничего не означал - просто щелкнула клемма прикуривателя на морозе. А возможно, что и означал. Нужно разобраться, бывают ли на наших машинках так называемые летние и зимние термостаты. Возможно, проблема в термостате.

На морозе отлетела пластмаска, идущая вдоль порожка водительской двери - зацепила ботинком и она с хрустом вылетела. Вроде не сильно зацепила. Раньше в подобных ситуациях она не отлетала. Возможно, просто вылетели защелки. Потеплеет, разберусь. Пока висит на соплях.

За время поездки на коврике под правой ногой протерлась дыра на велюровой вставке, которая оказалась к тому же зимой крайне непрактичной, хотя и эстетичной. Наваливающийся с обуви снег тает, вставка все время мокрая и до конца не досыхает. Нужно было все же искать обычные коврики-ванны подходящей ширины более интенсивно. Видимо, займусь этим теперь.

Часто моргали фарами, прося выключить дальний свет. Либо он сам по себе хороший (видно действительно хорошо. Самый лучший свет из всех имеющихся машин), либо надо его регулировать. Хотя на техосмотре при постановке на учет претензий со стороны ГАИ по этому вопросу не было. Возможно, просто машина высокая.

ТО в Мурманске показало, что пришла пора менять воздушный фильтр (если я правильно помню, как раз уже подошел плановый срок) и по весне обязательно делать антикор. Москва круче японской заводской обработки металла.

Машинка все-таки очень легкая: пролетающие мимо фуры ощутимо ее сдувают с дороги. Боковой ветер тоже не очень приятен. На обратной дороге в машине ехало полбурана в мешках. Ситуация существенно исправилась, но не до конца.

Динамика машины на разгон очень неплоха. Вопросов к проходимости не было. Все пока полностью удовлетворяет и соответствует ожиданиям. Хомяк сильный... но легкий  :D

Средний расход топлива за все время путешествия составил 11,9 л на 100 км.
« Последнее редактирование: 27 Января 2010, 19:12 от west-wind »
TERIOS 2005 г., K3-VE, J102G, золотистый, механика, 150 rus
----- Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда надо тебе.